Автор | Сообщение |
|
| |
Сообщение: 854
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 22.01.09 02:47. Заголовок: Романтизм как он есть
Большинство художественных исторических произведений написано в рамках именно этого творческого метода. Давайте же его обсудим!
| |
|
Ответов - 41
, стр:
1
2
3
4
5
All
[только новые]
|
|
|
| |
Сообщение: 855
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 22.01.09 03:13. Заголовок: Из предыдущих тем: S..
Из предыдущих тем: Serg пишет: цитата: | Романтизм - это, грубо говоря, изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах |
| Алекстар пишет: цитата: | В порядке шутки - под это определение подходит, например, фильм Терминатор-2. Личность исключительная, обстоятельства - угроза порабощения людей роботами - не менее исключительны... |
| Почему же шутки? Абсолютно серьёзно говоря, он относится именно к постромантизму (как и практически все фантастические произведения современной эпохи). Другое дело, что в плане художественной ценности он, например, и романы обсуждаемых нами Гюго, Дюма и Скотта принадлежат к несравнимо разным "весовым категориям"... Алекстар пишет: цитата: | И вот у Гюго все действительно исключительное, а у Скотта и Дюма - основные пружины действия - любовь чистых сердец, противостояние хороших и плохих - противостояние не духовное и даже не столько интеллектуальное, борьба осуществляется с помощью не столь уж большого числа традиционных приемов. Все эти истории можно с незначительными изменениями можно перенести в любую эпоху, а вот Отверженные, Собор, Девяносто третий год - их по шкале времени не подвигаешь. |
| Видимо, это зависит от того, какие вопросы автор ставит во главу угла - нравственные или социальные. Чем больше сюжет опирается на какие-либо моменты из культуры и общественной жизни, тем меньше его "транспортабельность". (Скажем, "Ромео и Джульетту" куда только не приспосабливают, а "Отверженных" - никто и никогда: эта книга - памятник, монумент своей эпохи). Но это не так уж однозначно: и для произведений с ярко выраженным социальным содержанием могут найтись "родственные" эпохи. Скажем, мне кажется, что "Девяносто третий год" без особенно радикальных корректировок вполне прижился бы в России времён гражданской войны... С другой стороны, перенести, например, сюжет "Виконта де Бражелона" в другое время вроде бы и можно, но утеряется ощущение смены эпохи, конца "века титанов", которое так удачно оттеняет именно этот сюжет.
| |
|
|
| |
Сообщение: 1445
|
|
Отправлено: 22.01.09 04:40. Заголовок: Шутка попала в цель...
Шутка попала в цель. Современный супергерой, пожалуй, и есть яркий представитель романтизма в массовой культуре. В 19 веке эту нишу занимали демонические красавцы "с бледным и хладным челом", сегодня -терминатороподобные и бэтменообразные:) Алекстар пишет: цитата: | Однако доля исключительности необходима, никто не стал бы читать, если бы в книге было написано Иван Иванович утром проснулся, пошел на работу, вечером вернулся, лег спать, утром проснулся... |
| Ну ради справедливости надо сказать, что был такой жанр бытового нравоописательного очерка. Брался автор за перо и раскрывал в подробностях повседневную жизнь дворника, парикмахера, шарманщика и т.п.. Но и он не мог утверждать, что все-все городские дворники и шарманщики живут так, как описано в этом очерке:) Поэтому очень верно замечено, что доля исключительности всегда присутствует -она есть в самой жизни:) Хотя бы на уровне "все в детстве читали стихи Пушкина, а я не читал":)))))И нельзя ставить знак равенства между "нереальностью" и "романтизмом", как это иногда делают. Сюжеты романтизма -та же реальность, только опирающаяся на более редкие факты, характеры и обстоятельства. Алекстар пишет: цитата: | И вот у Гюго все действительно исключительное, а у Скотта и Дюма - основные пружины действия - любовь чистых сердец, противостояние хороших и плохих - противостояние не духовное и даже не столько интеллектуальное, борьба осуществляется с помощью не столь уж большого числа традиционных приемов. |
| *с любопытством* А чем, например, в исторических романах Гюго принципиально отличается противостояние героев или изображение любви? ИМХО, и в "Королеве Марго" и в "Соборе Парижской Богоматери" классическая картина -любовь как сильное всепоглощающее чувство Тут надо разделить понятия исключительного в литературе и исключительного в жизни. Романтизм апеллирует именно к последнему. Например, есть такая ситуация: молодой человек сильно и преданно любит девушку, а она погибает\уходит в монастрырь\изменяет с другим. И наш герой от такого поворота дел кончает самоубийством, умирает с горя, "у-ез-жа-ет на Кав-каз", либо (в варианте с изменой) убивает изменницу, а потом, опять-таки, себя. В литературе это сюжет базовый, кем и как он только ни обыгрывался, в том числе и Гюго, и Дюма. В реале - много ли каждый из нас припомнит таких историй среди своих знакомых? Одну-две, возможно, но не по тридцать штук в каждом подъезде.:) И наоборот, изображение заурядного, обыденного для литературы в свое время было новаторски исключительным. Дюма -вещь в себе. Если брать лучшие его произведения ("мушкетерскую" трилогию, "Графа Монте-Кристо"), то там можно и духовного, и интеллектуального накопать немало. В трилогии о мушкетерах изображение роковой любви и захватывающих приключений все же не является самоцелью. Темы там достаточно глубоки: конфликт поколений, гибель веры в идеал "доброго государя", разрушение связей между людьми, падение нравов. В "Монте-Кристо" -чуть ли не прямое предостережение от разделения людей на "плохих" и "хороших". Эдмон Дантес, возомнивший себя исполнителем божественного правосудия, постепенно понимает, что не все в жизни так просто. Тот же Монте-Кристо отомстил и... раскаивается. д'Артаньян проворачивает одну за другой немыслимые авантюры, но себя от одиночества и превращения в "настоящего служаку" спасти не может. Бесстрашный Атос оказывается не в силах уберечь самое дорогое - Рауля. И т.д., и т.п. Возможно, многие сюжеты Дюма потому и заканчиваются трагически -хэппи-энд в них свел бы все к недостоверному триумфу. Скотт же не может быть традиционен хотя бы потому, что был первым:)))Именно он считается создателем исторического романа как жанра:)) Неудивительно, что творившие после него шагнули вперед - это законный процесс развития литературы. Serg пишет: цитата: | С другой стороны, перенести, например, сюжет "Виконта де Бражелона" в другое время вроде бы и можно, но утеряется ощущение смены эпохи, конца "века титанов", которое так удачно оттеняет именно этот сюжет. |
| Разве что с той же долей погрешности, с какой "Человек, который смеется" можно перенести в 16 век. Забавный факт: вычитала недавно, что Гуинплен послужил прототипом вот этого очаровашки:) Нервных просят не смотреть!:)))) Скрытый текст
| |
|
|
| |
Сообщение: 1457
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 22.01.09 13:47. Заголовок: В каждой шутке есть ..
В каждой шутке есть доля правды, как говорится:)))). Serg пишет: цитата: | Абсолютно серьёзно говоря, он относится именно к постромантизму (как и практически все фантастические произведения современной эпохи) |
| Именно так. Собственно, явление постромантизма (или неоромантизма) - это явление уже ХХ века, когда в современном мире, полном новинок прогресса и современных технологий, стало не хватать именно этого - сильных чувств и исключительных страстей:)). Вот и появились (и в массовой культуре в том числе) новые герои. И терминаторы в том числе. Оффтоп: Я очень люблю "Терминатор-2":)))))))))), кстати говоря:))). Serg пишет: цитата: | Другое дело, что в плане художественной ценности он, например, и романы обсуждаемых нами Гюго, Дюма и Скотта принадлежат к несравнимо разным "весовым категориям"... |
| Несомненно! Собственно, думается мне так, что в данной теме мы и будем обсуждать художественные особенности того или иного автора:)). В рамках данного литературного направления:)). Алекстар пишет: цитата: | И вот у Гюго все действительно исключительное, а у Скотта и Дюма - основные пружины действия - любовь чистых сердец, противостояние хороших и плохих - противостояние не духовное и даже не столько интеллектуальное, борьба осуществляется с помощью не столь уж большого числа традиционных приемов. Все эти истории можно с незначительными изменениями можно перенести в любую эпоху, а вот Отверженные, Собор, Девяносто третий год - их по шкале времени не подвигаешь. |
| Так это понятие - "исключительного" не определяется как...я не знаю...что-то такое этакое - из ряда вон:), единственное в своем роде. И фактор "перемещения во времени" тут тоже не особо важен. ИМХО. Действительно, как уже было сказано, речь идет о сильной личности, которая изображается в романе, сильных страстях, поступках... Просто и в самом деле, как верно заметил Serg - на первое место могут выходить вопросы социальные и вопросы, скажем так, моральные:). Рике пишет: цитата: | *с любопытством* А чем, например, в исторических романах Гюго принципиально отличается противостояние героев или изображение любви? ИМХО, и в "Королеве Марго" и в "Соборе Парижской Богоматери" классическая картина -любовь как сильное всепоглощающее чувство |
| Ничем абсолютно. Любовь - как сильная, вспоглощающая страсть, которая приводит к трагедии (как правило). Различного здесь только художественные средства и приемы, которыми картина создается.:) Рике пишет: цитата: | Тут надо разделить понятия исключительного в литературе и исключительного в жизни. Романтизм апеллирует именно к последнему. Например, есть такая ситуация: молодой человек сильно и преданно любит девушку, а она погибает\уходит в монастрырь\изменяет с другим. И наш герой от такого поворота дел кончает самоубийством, умирает с горя, "у-ез-жа-ет на Кав-каз", либо (в варианте с изменой) убивает изменницу, а потом, опять-таки, себя. В литературе это сюжет базовый, кем и как он только не обыгрывался, в том числе и Гюго, и Дюма. В реале - много ли каждый из нас припомнит таких историй среди своих знакомых? Одну-две, возможно, но не по тридцать штук в каждом подъезде.:) И наоборот, изображение заурядного, обыденного для литературы в свое время было новаторски исключительным. |
| ППКС! Большое и толстое:)
| |
|
|
| |
Сообщение: 466
Откуда: РФ, Белгород
|
|
Отправлено: 22.01.09 20:41. Заголовок: Рике пишет: демонич..
Рике пишет: Люблю таких! :) Ребята, вы сейчас про романтику больше или про такое направление в искусстве, как романтизм (см. Теодор Жерико и др.)?
| |
|
|
| |
Сообщение: 1458
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 22.01.09 21:16. Заголовок: Эйне, разговор зашел..
Эйне, разговор зашел как раз про направление в искусстве - в частности - в литературе:)) А очень часто его (это направление), и я об этом писала в соседней теме, как раз и путают с "серенадами под балконом" и "рыцарями на белых конях":)))))))))), т.е. с "романтичностью". Общая этимология сбивает
| |
|
|
| |
Сообщение: 860
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 22.01.09 22:57. Заголовок: Señorita Flor п..
Señorita Flor пишет: цитата: | Собственно, думается мне так, что в данной теме мы и будем обсуждать художественные особенности того или иного автора:)). В рамках данного литературного направления:)). |
| Нечто подобное я и имел в виду, открывая её :) Всё-таки особенности романтизма в знаменитых исторических романах видны, как говорится, невооружённым взглядом. Рике пишет: цитата: | Сюжеты романтизма -та же реальность, только опирающаяся на более редкие факты, характеры и обстоятельства. |
| Именно так! Поэтому романтизм позволяет представить обстановку и факты в ярко выраженном, концентрированном виде. Те закономерности, которые при фотографическом взгляде на жизнь "ловятся" с трудом, которые ещё надо уметь наблюдать и выделить, он даёт в виде, очищенном от малосущественных подробностей. Это у хороших авторов. Плохие, наоборот, с его помощью умудряются логику жизни запутать... Что и вызывает потом нарекания к романтизму в целом, как к "неправдоподобному" жанру. Эйне пишет: цитата: | Ребята, вы сейчас про романтику больше или про такое направление в искусстве, как романтизм (см. Теодор Жерико и др.)? |
| Про романтику тоже можно тему открыть
| |
|
|
| |
Сообщение: 1461
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 22.01.09 23:05. Заголовок: Serg пишет: Всё-так..
Serg пишет: цитата: | Всё-таки особенности романтизма в знаменитых исторических романах видны, как говорится, невооружённым взглядом. |
| Это верно. А зачастую может быть и так, что "историзма", грубо говоря, как такового, остается...ну, не сказать, что не остается совсем, но он...как бы отходит на второй план. На первый же выходят все те же эмоции, чувства, переживания и "вихри страсти". Даже если их объектами становятся реальные исторические личности. Которые в данном случае становятся уже авторскими, отходя от реальных своих прототипов. Скажем, Мария Стюарт или Филипп Второй и Дон Карлос у Шиллера.
| |
|
|
| |
Сообщение: 62
|
|
Отправлено: 24.01.09 11:00. Заголовок: Рике пишет: Соврем..
Рике пишет: цитата: | Современный супергерой, пожалуй, и есть яркий представитель романтизма в массовой культуре. В 19 веке эту нишу занимали демонические красавцы "с бледным и хладным челом", сегодня -терминатороподобные и бэтменообразные:) |
| Señorita Flor пишет: цитата: | Собственно, явление постромантизма (или неоромантизма) - это явление уже ХХ века, когда в современном мире, полном новинок прогресса и современных технологий, стало не хватать именно этого - сильных чувств и исключительных страстей:)). Вот и появились (и в массовой культуре в том числе) новые герои. И терминаторы в том числе. |
| В таком случае романтизм - это просто развлекательный жанр, вызванный к жизни потребностью в сильных ощущениях Напрашивается мысль, что должны существовать еще 2 направления - обыкновенные характеры в исключительных обстоятельствах и исключительные характеры в обыкновенных обстоятельствах. Например, Иван Иванович отправился на работу, но по дороге в силу своего исключительного характера одного прохожего обругал, другого толкнул, третьему дал в глаз и благополучно добрался до места назначения (в жизни всегда есть место подвигу) или же он туда не добрался, так как попал в милицию/психушку (среда заела). И наоборот, кругом исключительные обстоятельства, дома горят, бомбы падают, а обладатель обыкновенного характера Иван Иванович продолжает самоотверженно ходить на работу, как обычно (у нас героем становится любой) или с первой же минуты исключительных обстоятельств погибает под бомбой (О, жестокий век!)
| |
|
|
| |
Сообщение: 163
Откуда: Россия, Раменское
|
|
Отправлено: 24.01.09 11:25. Заголовок: Алекстар, почему бы ..
Алекстар, почему бы нет - в теории?:) Впрочем, я сомневаюсь, что в этом есть потребность. Что поделать, человеку, особенно женщине, свойственно искать героя. Только вот... герои нужны, когда опасно, в остальное время опасны они:))) А обычные люди в исключительных обстоятельствах и так под бомбами гибли. Только обычный человек в исключительных обстоятельствах вряд ли станет невозмутимо ходить на работу:) ему как минимум будет страшно. Если будет - молодец, конечно, но... об этом уже много написано. Достаточно почитать любую книгу о жизни простых, совсем не героических людей в революцию или войну. "Тихий Дон", например. Или мемуары Л. Пантелеева о блокаде Ленинграда. Или хотя бы "Дневник Анны Франк".
| |
|
|
| |
Сообщение: 1463
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 24.01.09 12:52. Заголовок: Зоя пишет: . Достат..
Зоя пишет: цитата: | . Достаточно почитать любую книгу о жизни простых, совсем не героических людей в революцию или войну. "Тихий Дон", например. Или мемуары Л. Пантелеева о блокаде Ленинграда. Или хотя бы "Дневник Анны Франк". |
| Все вышеперечисленное к романтизму не имеет ровным счетом никакого отношения:)))). Это - другие совершенно литератуные направления и жанры. И, соответсвенно, это - совершенно другой разговор и другая история;))). Касаемо романтизма (опять подчеркну - как литературного направления, или же более широко - культурного феномена вообще), то в то время, когда он возникает - а именно, в XVIII век, когда век Просвещения сменяет новая, если так можно выразиться, эпоха, научно-технического прогресса; в нем именно, что была потребность - в героях, средствах изображения оных и т.п. То же самое касается и неоромантизма - уже в начале ХХ в., т.е. "новое - это хорошо забытое старое":))) - опять таки вызвано это сменой эпох, началом нового времени и т.п. А новое время требует новых героев, как известно. Алекстар пишет: цитата: | В таком случае романтизм - это просто развлекательный жанр, вызванный к жизни потребностью в сильных ощущениях |
| Прежде всего - романтизм - это не жанр. Это гораздо более широкое понятие - это направление в исскусстве. Которое определяет, так скажем, что, как и какими методами в искусстве (это может быть и литература, и живопись, и архитектура и т.д.) автор - творец, художник изображает свой мир. И здесь, сами понимаете, широта жанров - огромна. Ну и развлекательные - применимо к "терминаторам", т.е. к жанру массовой культуры - в том числе. Т.е. про "Ивана Ивановича под бомбежкой":)) я могу: написать роман, повесть, цикл стихотворений, нарисовать картину или же сделать скульптурную композицию:) или же написать концерт для фортепиано с оркетсром:)) Алекстар пишет: цитата: | И наоборот, кругом исключительные обстоятельства, дома горят, бомбы падают |
| Означенные "исключительные обстоятельства" - это не обязательно падающие бомбы, горящие дома, атомная война или извержение вулкана. Это может быть просто...скажем...семейная, ну или социальная драма:) - когда герой в силу своих личностных особенностей оказывается вовлечен в конфликт с окружающим его обществом. Не сошлись во мнениях по тому или иному вопросу с лучшим другом/отцом невесты/самой невестой, в результате чего чувствует себя "лишним на этом празнике жизни", грубо говоря. Или скажем, извечный конфликт отцов и детей: когда в рез-те тех или иных коллизий (любовная история, государственные интересы и т.п.) родные люди - отец и сын - становятся непримиримыми врагами, что в итоге ведет к трагической развязке. Ну, или же, просто трагическая история любви, когда он не перене измены и уехал в дальние страны и погиб на чужбине. И так далее, и тому подобное. Все это - просто различные способы и художественные приемы, имеющиеся в арсенале автора, которыми он творит свою картину мира:). Алекстар пишет: цитата: | должны существовать еще 2 направления |
| Ну вот, это оно и есть - то, о чем я писала выше фактически:)). Различные средства, которыми создается то или иное произведение.
| |
|
Ответов - 41
, стр:
1
2
3
4
5
All
[только новые]
|
|
|