Автор | Сообщение |
|
| |
Сообщение: 854
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 22.01.09 02:47. Заголовок: Романтизм как он есть
Большинство художественных исторических произведений написано в рамках именно этого творческого метода. Давайте же его обсудим!
| |
|
Ответов - 41
, стр:
1
2
3
4
5
All
[только новые]
|
|
|
| |
Сообщение: 855
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 22.01.09 03:13. Заголовок: Из предыдущих тем: S..
Из предыдущих тем: Serg пишет: цитата: | Романтизм - это, грубо говоря, изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах |
| Алекстар пишет: цитата: | В порядке шутки - под это определение подходит, например, фильм Терминатор-2. Личность исключительная, обстоятельства - угроза порабощения людей роботами - не менее исключительны... |
| Почему же шутки? Абсолютно серьёзно говоря, он относится именно к постромантизму (как и практически все фантастические произведения современной эпохи). Другое дело, что в плане художественной ценности он, например, и романы обсуждаемых нами Гюго, Дюма и Скотта принадлежат к несравнимо разным "весовым категориям"... Алекстар пишет: цитата: | И вот у Гюго все действительно исключительное, а у Скотта и Дюма - основные пружины действия - любовь чистых сердец, противостояние хороших и плохих - противостояние не духовное и даже не столько интеллектуальное, борьба осуществляется с помощью не столь уж большого числа традиционных приемов. Все эти истории можно с незначительными изменениями можно перенести в любую эпоху, а вот Отверженные, Собор, Девяносто третий год - их по шкале времени не подвигаешь. |
| Видимо, это зависит от того, какие вопросы автор ставит во главу угла - нравственные или социальные. Чем больше сюжет опирается на какие-либо моменты из культуры и общественной жизни, тем меньше его "транспортабельность". (Скажем, "Ромео и Джульетту" куда только не приспосабливают, а "Отверженных" - никто и никогда: эта книга - памятник, монумент своей эпохи). Но это не так уж однозначно: и для произведений с ярко выраженным социальным содержанием могут найтись "родственные" эпохи. Скажем, мне кажется, что "Девяносто третий год" без особенно радикальных корректировок вполне прижился бы в России времён гражданской войны... С другой стороны, перенести, например, сюжет "Виконта де Бражелона" в другое время вроде бы и можно, но утеряется ощущение смены эпохи, конца "века титанов", которое так удачно оттеняет именно этот сюжет.
| |
|
|
| |
Сообщение: 1445
|
|
Отправлено: 22.01.09 04:40. Заголовок: Шутка попала в цель...
Шутка попала в цель. Современный супергерой, пожалуй, и есть яркий представитель романтизма в массовой культуре. В 19 веке эту нишу занимали демонические красавцы "с бледным и хладным челом", сегодня -терминатороподобные и бэтменообразные:) Алекстар пишет: цитата: | Однако доля исключительности необходима, никто не стал бы читать, если бы в книге было написано Иван Иванович утром проснулся, пошел на работу, вечером вернулся, лег спать, утром проснулся... |
| Ну ради справедливости надо сказать, что был такой жанр бытового нравоописательного очерка. Брался автор за перо и раскрывал в подробностях повседневную жизнь дворника, парикмахера, шарманщика и т.п.. Но и он не мог утверждать, что все-все городские дворники и шарманщики живут так, как описано в этом очерке:) Поэтому очень верно замечено, что доля исключительности всегда присутствует -она есть в самой жизни:) Хотя бы на уровне "все в детстве читали стихи Пушкина, а я не читал":)))))И нельзя ставить знак равенства между "нереальностью" и "романтизмом", как это иногда делают. Сюжеты романтизма -та же реальность, только опирающаяся на более редкие факты, характеры и обстоятельства. Алекстар пишет: цитата: | И вот у Гюго все действительно исключительное, а у Скотта и Дюма - основные пружины действия - любовь чистых сердец, противостояние хороших и плохих - противостояние не духовное и даже не столько интеллектуальное, борьба осуществляется с помощью не столь уж большого числа традиционных приемов. |
| *с любопытством* А чем, например, в исторических романах Гюго принципиально отличается противостояние героев или изображение любви? ИМХО, и в "Королеве Марго" и в "Соборе Парижской Богоматери" классическая картина -любовь как сильное всепоглощающее чувство Тут надо разделить понятия исключительного в литературе и исключительного в жизни. Романтизм апеллирует именно к последнему. Например, есть такая ситуация: молодой человек сильно и преданно любит девушку, а она погибает\уходит в монастрырь\изменяет с другим. И наш герой от такого поворота дел кончает самоубийством, умирает с горя, "у-ез-жа-ет на Кав-каз", либо (в варианте с изменой) убивает изменницу, а потом, опять-таки, себя. В литературе это сюжет базовый, кем и как он только ни обыгрывался, в том числе и Гюго, и Дюма. В реале - много ли каждый из нас припомнит таких историй среди своих знакомых? Одну-две, возможно, но не по тридцать штук в каждом подъезде.:) И наоборот, изображение заурядного, обыденного для литературы в свое время было новаторски исключительным. Дюма -вещь в себе. Если брать лучшие его произведения ("мушкетерскую" трилогию, "Графа Монте-Кристо"), то там можно и духовного, и интеллектуального накопать немало. В трилогии о мушкетерах изображение роковой любви и захватывающих приключений все же не является самоцелью. Темы там достаточно глубоки: конфликт поколений, гибель веры в идеал "доброго государя", разрушение связей между людьми, падение нравов. В "Монте-Кристо" -чуть ли не прямое предостережение от разделения людей на "плохих" и "хороших". Эдмон Дантес, возомнивший себя исполнителем божественного правосудия, постепенно понимает, что не все в жизни так просто. Тот же Монте-Кристо отомстил и... раскаивается. д'Артаньян проворачивает одну за другой немыслимые авантюры, но себя от одиночества и превращения в "настоящего служаку" спасти не может. Бесстрашный Атос оказывается не в силах уберечь самое дорогое - Рауля. И т.д., и т.п. Возможно, многие сюжеты Дюма потому и заканчиваются трагически -хэппи-энд в них свел бы все к недостоверному триумфу. Скотт же не может быть традиционен хотя бы потому, что был первым:)))Именно он считается создателем исторического романа как жанра:)) Неудивительно, что творившие после него шагнули вперед - это законный процесс развития литературы. Serg пишет: цитата: | С другой стороны, перенести, например, сюжет "Виконта де Бражелона" в другое время вроде бы и можно, но утеряется ощущение смены эпохи, конца "века титанов", которое так удачно оттеняет именно этот сюжет. |
| Разве что с той же долей погрешности, с какой "Человек, который смеется" можно перенести в 16 век. Забавный факт: вычитала недавно, что Гуинплен послужил прототипом вот этого очаровашки:) Нервных просят не смотреть!:)))) Скрытый текст
| |
|
|
| |
Сообщение: 1457
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 22.01.09 13:47. Заголовок: В каждой шутке есть ..
В каждой шутке есть доля правды, как говорится:)))). Serg пишет: цитата: | Абсолютно серьёзно говоря, он относится именно к постромантизму (как и практически все фантастические произведения современной эпохи) |
| Именно так. Собственно, явление постромантизма (или неоромантизма) - это явление уже ХХ века, когда в современном мире, полном новинок прогресса и современных технологий, стало не хватать именно этого - сильных чувств и исключительных страстей:)). Вот и появились (и в массовой культуре в том числе) новые герои. И терминаторы в том числе. Оффтоп: Я очень люблю "Терминатор-2":)))))))))), кстати говоря:))). Serg пишет: цитата: | Другое дело, что в плане художественной ценности он, например, и романы обсуждаемых нами Гюго, Дюма и Скотта принадлежат к несравнимо разным "весовым категориям"... |
| Несомненно! Собственно, думается мне так, что в данной теме мы и будем обсуждать художественные особенности того или иного автора:)). В рамках данного литературного направления:)). Алекстар пишет: цитата: | И вот у Гюго все действительно исключительное, а у Скотта и Дюма - основные пружины действия - любовь чистых сердец, противостояние хороших и плохих - противостояние не духовное и даже не столько интеллектуальное, борьба осуществляется с помощью не столь уж большого числа традиционных приемов. Все эти истории можно с незначительными изменениями можно перенести в любую эпоху, а вот Отверженные, Собор, Девяносто третий год - их по шкале времени не подвигаешь. |
| Так это понятие - "исключительного" не определяется как...я не знаю...что-то такое этакое - из ряда вон:), единственное в своем роде. И фактор "перемещения во времени" тут тоже не особо важен. ИМХО. Действительно, как уже было сказано, речь идет о сильной личности, которая изображается в романе, сильных страстях, поступках... Просто и в самом деле, как верно заметил Serg - на первое место могут выходить вопросы социальные и вопросы, скажем так, моральные:). Рике пишет: цитата: | *с любопытством* А чем, например, в исторических романах Гюго принципиально отличается противостояние героев или изображение любви? ИМХО, и в "Королеве Марго" и в "Соборе Парижской Богоматери" классическая картина -любовь как сильное всепоглощающее чувство |
| Ничем абсолютно. Любовь - как сильная, вспоглощающая страсть, которая приводит к трагедии (как правило). Различного здесь только художественные средства и приемы, которыми картина создается.:) Рике пишет: цитата: | Тут надо разделить понятия исключительного в литературе и исключительного в жизни. Романтизм апеллирует именно к последнему. Например, есть такая ситуация: молодой человек сильно и преданно любит девушку, а она погибает\уходит в монастрырь\изменяет с другим. И наш герой от такого поворота дел кончает самоубийством, умирает с горя, "у-ез-жа-ет на Кав-каз", либо (в варианте с изменой) убивает изменницу, а потом, опять-таки, себя. В литературе это сюжет базовый, кем и как он только не обыгрывался, в том числе и Гюго, и Дюма. В реале - много ли каждый из нас припомнит таких историй среди своих знакомых? Одну-две, возможно, но не по тридцать штук в каждом подъезде.:) И наоборот, изображение заурядного, обыденного для литературы в свое время было новаторски исключительным. |
| ППКС! Большое и толстое:)
| |
|
|
| |
Сообщение: 466
Откуда: РФ, Белгород
|
|
Отправлено: 22.01.09 20:41. Заголовок: Рике пишет: демонич..
Рике пишет: Люблю таких! :) Ребята, вы сейчас про романтику больше или про такое направление в искусстве, как романтизм (см. Теодор Жерико и др.)?
| |
|
|
| |
Сообщение: 1458
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 22.01.09 21:16. Заголовок: Эйне, разговор зашел..
Эйне, разговор зашел как раз про направление в искусстве - в частности - в литературе:)) А очень часто его (это направление), и я об этом писала в соседней теме, как раз и путают с "серенадами под балконом" и "рыцарями на белых конях":)))))))))), т.е. с "романтичностью". Общая этимология сбивает
| |
|
|
| |
Сообщение: 860
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 22.01.09 22:57. Заголовок: Señorita Flor п..
Señorita Flor пишет: цитата: | Собственно, думается мне так, что в данной теме мы и будем обсуждать художественные особенности того или иного автора:)). В рамках данного литературного направления:)). |
| Нечто подобное я и имел в виду, открывая её :) Всё-таки особенности романтизма в знаменитых исторических романах видны, как говорится, невооружённым взглядом. Рике пишет: цитата: | Сюжеты романтизма -та же реальность, только опирающаяся на более редкие факты, характеры и обстоятельства. |
| Именно так! Поэтому романтизм позволяет представить обстановку и факты в ярко выраженном, концентрированном виде. Те закономерности, которые при фотографическом взгляде на жизнь "ловятся" с трудом, которые ещё надо уметь наблюдать и выделить, он даёт в виде, очищенном от малосущественных подробностей. Это у хороших авторов. Плохие, наоборот, с его помощью умудряются логику жизни запутать... Что и вызывает потом нарекания к романтизму в целом, как к "неправдоподобному" жанру. Эйне пишет: цитата: | Ребята, вы сейчас про романтику больше или про такое направление в искусстве, как романтизм (см. Теодор Жерико и др.)? |
| Про романтику тоже можно тему открыть
| |
|
|
| |
Сообщение: 1461
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 22.01.09 23:05. Заголовок: Serg пишет: Всё-так..
Serg пишет: цитата: | Всё-таки особенности романтизма в знаменитых исторических романах видны, как говорится, невооружённым взглядом. |
| Это верно. А зачастую может быть и так, что "историзма", грубо говоря, как такового, остается...ну, не сказать, что не остается совсем, но он...как бы отходит на второй план. На первый же выходят все те же эмоции, чувства, переживания и "вихри страсти". Даже если их объектами становятся реальные исторические личности. Которые в данном случае становятся уже авторскими, отходя от реальных своих прототипов. Скажем, Мария Стюарт или Филипп Второй и Дон Карлос у Шиллера.
| |
|
|
| |
Сообщение: 62
|
|
Отправлено: 24.01.09 11:00. Заголовок: Рике пишет: Соврем..
Рике пишет: цитата: | Современный супергерой, пожалуй, и есть яркий представитель романтизма в массовой культуре. В 19 веке эту нишу занимали демонические красавцы "с бледным и хладным челом", сегодня -терминатороподобные и бэтменообразные:) |
| Señorita Flor пишет: цитата: | Собственно, явление постромантизма (или неоромантизма) - это явление уже ХХ века, когда в современном мире, полном новинок прогресса и современных технологий, стало не хватать именно этого - сильных чувств и исключительных страстей:)). Вот и появились (и в массовой культуре в том числе) новые герои. И терминаторы в том числе. |
| В таком случае романтизм - это просто развлекательный жанр, вызванный к жизни потребностью в сильных ощущениях Напрашивается мысль, что должны существовать еще 2 направления - обыкновенные характеры в исключительных обстоятельствах и исключительные характеры в обыкновенных обстоятельствах. Например, Иван Иванович отправился на работу, но по дороге в силу своего исключительного характера одного прохожего обругал, другого толкнул, третьему дал в глаз и благополучно добрался до места назначения (в жизни всегда есть место подвигу) или же он туда не добрался, так как попал в милицию/психушку (среда заела). И наоборот, кругом исключительные обстоятельства, дома горят, бомбы падают, а обладатель обыкновенного характера Иван Иванович продолжает самоотверженно ходить на работу, как обычно (у нас героем становится любой) или с первой же минуты исключительных обстоятельств погибает под бомбой (О, жестокий век!)
| |
|
|
| |
Сообщение: 163
Откуда: Россия, Раменское
|
|
Отправлено: 24.01.09 11:25. Заголовок: Алекстар, почему бы ..
Алекстар, почему бы нет - в теории?:) Впрочем, я сомневаюсь, что в этом есть потребность. Что поделать, человеку, особенно женщине, свойственно искать героя. Только вот... герои нужны, когда опасно, в остальное время опасны они:))) А обычные люди в исключительных обстоятельствах и так под бомбами гибли. Только обычный человек в исключительных обстоятельствах вряд ли станет невозмутимо ходить на работу:) ему как минимум будет страшно. Если будет - молодец, конечно, но... об этом уже много написано. Достаточно почитать любую книгу о жизни простых, совсем не героических людей в революцию или войну. "Тихий Дон", например. Или мемуары Л. Пантелеева о блокаде Ленинграда. Или хотя бы "Дневник Анны Франк".
| |
|
|
| |
Сообщение: 1463
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 24.01.09 12:52. Заголовок: Зоя пишет: . Достат..
Зоя пишет: цитата: | . Достаточно почитать любую книгу о жизни простых, совсем не героических людей в революцию или войну. "Тихий Дон", например. Или мемуары Л. Пантелеева о блокаде Ленинграда. Или хотя бы "Дневник Анны Франк". |
| Все вышеперечисленное к романтизму не имеет ровным счетом никакого отношения:)))). Это - другие совершенно литератуные направления и жанры. И, соответсвенно, это - совершенно другой разговор и другая история;))). Касаемо романтизма (опять подчеркну - как литературного направления, или же более широко - культурного феномена вообще), то в то время, когда он возникает - а именно, в XVIII век, когда век Просвещения сменяет новая, если так можно выразиться, эпоха, научно-технического прогресса; в нем именно, что была потребность - в героях, средствах изображения оных и т.п. То же самое касается и неоромантизма - уже в начале ХХ в., т.е. "новое - это хорошо забытое старое":))) - опять таки вызвано это сменой эпох, началом нового времени и т.п. А новое время требует новых героев, как известно. Алекстар пишет: цитата: | В таком случае романтизм - это просто развлекательный жанр, вызванный к жизни потребностью в сильных ощущениях |
| Прежде всего - романтизм - это не жанр. Это гораздо более широкое понятие - это направление в исскусстве. Которое определяет, так скажем, что, как и какими методами в искусстве (это может быть и литература, и живопись, и архитектура и т.д.) автор - творец, художник изображает свой мир. И здесь, сами понимаете, широта жанров - огромна. Ну и развлекательные - применимо к "терминаторам", т.е. к жанру массовой культуры - в том числе. Т.е. про "Ивана Ивановича под бомбежкой":)) я могу: написать роман, повесть, цикл стихотворений, нарисовать картину или же сделать скульптурную композицию:) или же написать концерт для фортепиано с оркетсром:)) Алекстар пишет: цитата: | И наоборот, кругом исключительные обстоятельства, дома горят, бомбы падают |
| Означенные "исключительные обстоятельства" - это не обязательно падающие бомбы, горящие дома, атомная война или извержение вулкана. Это может быть просто...скажем...семейная, ну или социальная драма:) - когда герой в силу своих личностных особенностей оказывается вовлечен в конфликт с окружающим его обществом. Не сошлись во мнениях по тому или иному вопросу с лучшим другом/отцом невесты/самой невестой, в результате чего чувствует себя "лишним на этом празнике жизни", грубо говоря. Или скажем, извечный конфликт отцов и детей: когда в рез-те тех или иных коллизий (любовная история, государственные интересы и т.п.) родные люди - отец и сын - становятся непримиримыми врагами, что в итоге ведет к трагической развязке. Ну, или же, просто трагическая история любви, когда он не перене измены и уехал в дальние страны и погиб на чужбине. И так далее, и тому подобное. Все это - просто различные способы и художественные приемы, имеющиеся в арсенале автора, которыми он творит свою картину мира:). Алекстар пишет: цитата: | должны существовать еще 2 направления |
| Ну вот, это оно и есть - то, о чем я писала выше фактически:)). Различные средства, которыми создается то или иное произведение.
| |
|
|
| |
Сообщение: 164
Откуда: Россия, Раменское
|
|
Отправлено: 24.01.09 13:10. Заголовок: Señorita Flor, ..
Señorita Flor, ну а я о чём? цитата: | Все вышеперечисленное к романтизму не имеет ровным счетом никакого отношения:)))). Это - другие совершенно литератуные направления и жанры. |
| Вот это и есть одно из двух направлений, которое "должно существовать"...
| |
|
|
|
| |
Сообщение: 1465
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 24.01.09 13:50. Заголовок: Зоя ИМХО - немного о..
Зоя ИМХО - немного о другом шла речь. Алекстар пишет: 1. Алекстар пишет: цитата: | обыкновенные характеры в исключительных обстоятельствах и исключительные характеры в обыкновенных обстоятельствах. Например, Иван Иванович отправился на работу, но по дороге в силу своего исключительного характера одного прохожего обругал, другого толкнул, третьему дал в глаз и благополучно добрался до места назначения (в жизни всегда есть место подвигу) или же он туда не добрался, так как попал в милицию/психушку (среда заела). |
| Эээ..ну, вот,что в голову с лету так пришло:)) больно тока чур не кидаться - в эту картину вписывается, скажем, все тот же "Дон Карлос" Шиллера. Ну, с оговорками, понятное дело. 2. Алекстар пишет: цитата: | И наоборот, кругом исключительные обстоятельства, дома горят, бомбы падают, а обладатель обыкновенного характера Иван Иванович продолжает самоотверженно ходить на работу, как обычно (у нас героем становится любой) или с первой же минуты исключительных обстоятельств погибает под бомбой |
| Добавим еще, что если тот факт, что он должен ходить на работу, когда "кругом бомбы падают" очень нервирует Ивана Ивановича, и он решает, что негоже ему просто ходить на работу, когда кругом "атомная война", и он решает бросить эту самую работу, подается в партизаны/диверсанты/разведчики/рядовые солдаты и погибает под бомбой/получает тяжкие ранения и т.д. и т.п. - или как вариант - возвращается победителем:) - то да. С примером - туго:))) Возможно...эээ..."Герой нашего времени". С оговорками. Мы имеем, как Алекстар сказал - 2 направления. Или вернее имхо, как я написала выше - просто различные авторские приемы и различный набор художественных средств и приемов, используемых автором для создания своего полотна. Не забываем - в рамках отдельно взятого направления, о ктором мы, собссно, тут и говорим. "Тихий Дон" и тем паче, мемуары участников ВОВ - это из другой оперы:)), давайте не будем все в одну кучу;)).
| |
|
|
| |
Сообщение: 1446
|
|
Отправлено: 24.01.09 18:21. Заголовок: Señorita Flor п..
Señorita Flor пишет: цитата: | Даже если их объектами становятся реальные исторические личности. Которые в данном случае становятся уже авторскими, отходя от реальных своих прототипов. |
| *прячась за противотаПковым заграждением* ... и авторы не всегда добираются до того, чтобы сделать этих лиц совсем уж выдуманными. :))) А в итоге читательское сознание соединяет героя книги и реальную личность. Алекстар пишет: цитата: | В таком случае романтизм - это просто развлекательный жанр, вызванный к жизни потребностью в сильных ощущениях |
| Ну почему же, ведь не суперменами едиными жив романтизм. Его представители, например, начали собирание народной культуры, создали жанры исторического романа, детектива и т.п. В любом литературном течении есть вещи более простые для восприятия и более сложные. И есть те, которые кажутся простыми, а оказываются сложными. Например, сказки Андерсена дети читают как увлекательные красочные сюжеты, а филологи разбирают на занятиях как произведения с социальным и философским подтекстом. И так - во всей литературе. В реализме тоже есть свои хрестоматийные произведения: "Обломов", "Анна Каренина", "Поднятая целина", но помимо них имеется масса расхожих милых историй о том, как колхозник влюбляется в колхозницу и они вместе увеличивают темпы уборки урожая. Чем был вызван к жизни романтизм - вопрос очень обширный. В самом общем виде можно сказать, что условиями этой жизни. Всплеск романтических тенденций наблюдается в эпоху капитализма как протест против механичности, продажности. Культура вступает в борьбу с тезисом "все продается и покупается", давая образцы личностей, живущих вопреки ему. Понятие "развлекательности" -еще один отдельный вопрос. Кто-то и в "Супермене" увидит серьезные мотивы, а кто-то в "Войне и мире" ничего не отыщет. Тут большую роль играет субъективное восприятие. Алекстар пишет: цитата: | Напрашивается мысль, что должны существовать еще 2 направления - обыкновенные характеры в исключительных обстоятельствах и исключительные характеры в обыкновенных обстоятельствах. Например, Иван Иванович отправился на работу, но по дороге в силу своего исключительного характера одного прохожего обругал, другого толкнул, третьему дал в глаз и благополучно добрался до места назначения (в жизни всегда есть место подвигу) или же он туда не добрался, так как попал в милицию/психушку (среда заела). И наоборот, кругом исключительные обстоятельства, дома горят, бомбы падают, а обладатель обыкновенного характера Иван Иванович продолжает самоотверженно ходить на работу, как обычно (у нас героем становится любой) или с первой же минуты исключительных обстоятельств погибает под бомбой (О, жестокий век!) |
| В первом примере -не исключительный характер, во втором - не обычный:) 1. Когда у нас хамство и драки в общественных местах станут исключительным явлением, тогда нам будет счастье:)) Пока что типаж нахального несдержанного прохожего довольно распространен, увы. А вот, например, если Иван Иванович, обиженный на среду, добудет где-нибудь яд и начнет хитроумными способами травить своих начальников, их любовниц, шоферов и собачек -это будет редкий случай. Или наоборот, если он начнет бороться против принижающей личность среды и уйдет сочинять музыку\поднимать коллектив на восстание\жить дикарем в джунглях, то также получим пример необычный.:) 2.Ну тут уже Зоя сказала - человек, который под бомбами ходит на работу, это явление незаурядное. А сама по себе мысль очень верна: романтизм и реализм в чистом, выкристаллизованом виде, встречаются не так уж часто, и мы говорим о "реалистических тенденциях в романтизме" или о "романтических тенденциях в реализме". Например, разбирая "Хижину дяди Тома" мы выделяем начало реалистическое (изображение рабства, галерею характеров рабовладельцев) и начало романтическое (образ маленькой Евы). Как правило, сильные и достоверные произведения не ограничиваются рамками только исключительного или только обыденного: в них, как и в жизни, есть место всему. Señorita Flor пишет: цитата: | Это может быть просто...скажем...семейная, ну или социальная драма:) - когда герой в силу своих личностных особенностей оказывается вовлечен в конфликт с окружающим его обществом. |
| Именно так. Например, "Падение дома Ашеров" Эдгара По. В центре повествования -трагедия одной семьи: брат похоронил сестру заживо. Тут даже не показано общество как таковое: действие происходит в рамках одного дома, большую часть рассказа занимает описание жизни в странном имении Ашеров.
| |
|
|
| |
Сообщение: 2123
|
|
Отправлено: 29.06.10 20:51. Заголовок: Алекстар пишет: Им..
Перенесено из темы "Кино" Serg Алекстар пишет: цитата: | Его и зовут в фильме Балион, а не Ибеллин. Вообще, я думал, что личность целиком вымышленная. |
| Имя реальное, история вымышленная (или у героя там даже отец не тот, что у исторической личности -не помню). Алекстар пишет: цитата: | Именно кузнеца? Хотя да, Джек-Соломинка в одноименном романе тоже кузнец |
| Кузнеца или ученика/сына/помощника кузнеца. Это считалось одной из романтичных и благородных профессий, которой не зазорно наделить героя, что влюбленного, что не влюбленного:))) А в народных сказках рулят пастушкИ, без вопросов:)) Оффтоп: Шишова тоже использует эту особенность. Кем был реальный Строу и был ли он вообще -загадка: одни называют его рыцарем, другие- проповедником, третьи -самим Тайлером, а кто-то полагает, что это личность полностью вымышленная Мне как-то Серж подкидывал интересную версию про имя "Джек Строу". Серж, не повторишь, а?:)))Мне влом в словарь лезть:))))
| |
|
|
| |
Сообщение: 683
|
|
Отправлено: 29.06.10 21:13. Заголовок: По моему, наоборот, ..
По моему, наоборот, пастораль - жанр скорее аристократический, кузнецы ближе к народным легендам. А благородной профессией считались, если Ларетта не врет, оружейники, а не кузнецы вообще.
| |
|
|
| |
Сообщение: 2126
|
|
Отправлено: 01.07.10 21:13. Заголовок: Пастораль восходит к..
Пастораль восходит к античности, а ко временам романтизма она уже увяла. Алекстар пишет: цитата: | благородной профессией считались, если Ларетта не врет, оружейники, |
| Не врет:) Но система творческого метода не опирается на реалии общества, она их даже в какой-то мере изменяет:) Для романтиков важны силы, в борьбе/контакте с которыми человек закаляет свою волю: море, сталь, огонь, сражения, дикая природа. Кузнец связан с пламенем и сталью, моряк - с суровой, полной опасностей жизнью, бурями, путешествиями. Это придает таким людям незаурядность по сравнению с обычными мещанами и торговцами, погрязшими в повседневных заботах. Если углубляться, то все сложнее: у каждой страны в каждую эпоху свои особенности развития творческого метода романтизма, пасторальные мотивы тоже кое-где присутствуют. Но в целом картина далека от идеальных буколик. С народными сказками же сравниваю потому, что собирание народной культуры -также вклад романтиков. Впрочем, там, в сказках, есть все:))Как в Греции:))) Просто сюжеты о пастушке/подпаске, завоевавшем сердце знатной красавицы, более известны, чем сюжеты о кузнецах:))Но стопудово, кузнецы тоже должны быть: где-то))))
| |
|
|
| |
Сообщение: 689
|
|
Отправлено: 01.07.10 22:13. Заголовок: Я для верности загля..
Я для верности заглянул в википедию: Кузнец в мифологии, религии и литературе В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем. Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. В древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным (отсюда особый ум героев-кузнецов). В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто — культурный герой. Диего Веласкес. Кузница Вулкана[править] Античные персонажи Гефест — древнегреческий бог кузнечного ремесла, первый бог-ремесленник Вулкан — древнеримский бог кузнечного ремесла, отождествлявшийся с Гефестом Сефлакс — этрусское божество подземного огня, бог-кузнец, соответствует римскому Вулкану Тельхины [править] Кельтские и скандинавские персонажи Гоибниу — кельтский бог-кузнец, чье имя даже происходит от слова «кузнец». Гофаннон — аналог Гоибниу у валлийцев Тор — скандинавский бог-громовержец Велунд (Вёлунд, Weyland) — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») — см. персонаж «Фауста» Гете, откуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста Мимир — бог-кузнец, учивший Зигфрида (также сына кузнеца) ирландский кузнец Куланн, чью собаку убил Кухулин Кальвис — бог-кузнец прибалтийской мифологии, «выковавший» Солнце, как и финский бог Илмаринен (см. «Калевала»), финно-угорский Ильмарине, карельский Ильмойллин и удмуртский бог Инмар, также Телявель А. Галлен-Каллела «Создание Ильмариненом Сампо»[править] Славянские персонажи восточнославянский Кий Перун — древнеславянский бог-громовержец Сварог — древнеславянский бог-кузнец (?) [править] Азиатские персонажи Хасамиль — бог хатти (протохеттов) Таргитай — бог скифов Вишвакарман — индуистский бог Твашпар — божественный кузнец, демон-асур индийской мифологии кузнецы Шьашвы, Айнар и Тлепш в абхазской мифологии (см. нартский эпос). Также Пхьармат Амиран Пиркуши — кузнец грузинской мифологии Кава — в персидском эпосе «Шахнаме» герой-кузнец, поднявший восстание против тирана Заххака. Ему посвящено стихотворение Хлебникова «Кавэ-кузнец» Кусар-и-Хусас — в западносемитской мифологии помогавший Балу Амацумара — японский бог-кузнец, создавший зеркало, которым нужно выманить Аматэрасу Сумаоро у мандингов в Африке, Сундьята. Способен становиться невидимым, одно из качеств божественных кузнецов и создаваемых ими предметов. Курдалагон - божественный кузнец в осетинском варианте нартского эпоса. Закалил чудо-богатыря Батрадза. [править] Библейские, христианские, фольклорные и литературные персонажи Св. Дунстан. Иллюстрация Дж. Крукшенка.библейский Каин, убийца пастуха Авеля, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток — т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог. еврейский Тувал Каин (Тувалкаин, Фовел), кабир, «отец всех кузнецов», 7-е поколение от Каина. Кроме того, это имя используется как титул Мастера-Масона в ритуале и церемониях масонов. Потомок Каина в 6-м поколении кузнец св. Элигий, епископ Нуайонский, (ок. 588—660) — патрон золотых и серебряных мастеров и чеканщиков. св. Дунстан, подковавший Сатану — покровитель кузнецов и ювелиров святые кузнецы Косьма и Дамиан фольклорный богатырь Косьмодемьян (Кузьмодемьян) кузнец Вакула, персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта хитроумный Левша, герой Лескова Кузнец из Большого Вуттона — герой одноименного произведения Толкина Ауле — у Толкина третий по могуществу из Валар, кузнец Арды, в его компетенции твердая материя и ремесла; создатель гномов; учитель Нолдор, супруг Яванны Кементари. Джейсон Ягг, сын нянюшки Ягг, второстепенный персонаж книг Терри Пратчетта. На протяжении нескольких поколений представители его семьи, кузнецы, подковывают лошадь Смерти. Медведь-кузнец из «Котлована» Андрея Платонова Использование в ряде компьютерных игр, в частности, в Diablo 2 персонажи Smith (кузнец) и Hephasto (Гефест) В общем, профессия романтическая, но о кузнецах или связанных с ними людьми как о любовниках ни слова. Теперь о пасторали. Само слово не античного, а французского происхождения. Вот что о ней говорит, среди прочего, википедия Примеры пасторалей имеются в творчестве А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С. Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена. Ничего себе античность! Трианон Марии-Антуанетты тоже был проявлением моды на пастораль. Рике пишет: цитата: | Но стопудово, кузнецы тоже должны быть: где-то)))) |
| Где-то должны быть - неравнозначно понятию классический сюжет:)
| |
|
|
| |
Сообщение: 1515
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 02.07.10 00:28. Заголовок: Рике пишет: Мне как..
Рике пишет: цитата: | Мне как-то Серж подкидывал интересную версию про имя "Джек Строу". Серж, не повторишь, а?:)))Мне влом в словарь лезть:)))) |
| Да, насчёт Соломинки :) Англо-русский словарь знает слово "jackstrow" и переводит его вот так: цитата: | 1) а) соломенное чучело, пугало б) ничтожество 2) (jackstraws) бирюльки (игра с соломинками или тонкими палочками) 3) славка, славка-черноголовка (птица) |
| Так что, может быть, зафиксированное в истории имя народного героя - на самом деле, говорящее прозвище?
| |
|
|
| |
Сообщение: 691
|
|
Отправлено: 02.07.10 00:52. Заголовок: Тогда это работает п..
Тогда это работает против гипотезы, что Строу был рыцарем.
| |
|
|
| |
Сообщение: 2136
|
|
Отправлено: 02.07.10 17:10. Заголовок: Алекстар пишет: В ..
Алекстар пишет: цитата: | В общем, профессия романтическая, но о кузнецах или связанных с ними людьми как о любовниках ни слова. |
| Значительная часть героев из списка имеет любовные истории.:)) Но это не суть важно, т.к. статья вообще не относится к романтизму:)) Оффтоп: Интересно, Diablo 2 - это литература, мифология или религия. Или так: от 1 до 3 часов игры в день -литература, от 3 до 6 -мифология, от 6-до 12 религия. А от 12 и выше -уже переутомление:)) Алекстар пишет: цитата: | Вот что о ней говорит, среди прочего, википедия Примеры пасторалей имеются в творчестве А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С. Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена. Ничего себе античность! |
| Также (среди прочего) википедия говорит, что пастораль идет из античности:)) О чем, собственно, и я говорю заодно с ней:)) А если брать пастораль в узком значении, то есть как творчество в определенный исторический период 14/15 -18 вв., то ее в принципе нельзя сравнить с романтизмом, т.к. эти явления не пересекались. Алекстар пишет: цитата: | Где-то должны быть - неравнозначно понятию классический сюжет:) |
| Нет, все-таки мне кажется, что в народных сказках пастушок более классический герой, чем кузнец, в отличие от романтической символики. Хотя можно поставить эксперимент банальнейшим методом перебора известных сказок и посмотреть, кто встречается чаще:))) Пока что на 10 народных сказок о пастухах могу вспомнить одну о кузнеце. На всякий случай: романтизм сложился в Германии в последнее десятилетие 18в. благодаря деятельности Йенской школы, а позже получил широкое распространение в других странах.
| |
|
|
| |
Сообщение: 692
|
|
Отправлено: 02.07.10 19:12. Заголовок: Рике пишет: Значите..
Рике пишет: цитата: | Значительная часть героев из списка имеет любовные истории.:)) |
| Я только Вакулу на этот счет припомнил:) Рике пишет: цитата: | Но это не суть важно, т.к. статья вообще не относится к романтизму:)) |
| Статья посвящена кузнецам в литературе:) Что же делать, если к романтизму эта тема не относится:) Рике пишет: цитата: | Оффтоп: Интересно, Diablo 2 - это литература, мифология или религия. Или так: от 1 до 3 часов игры в день -литература, от 3 до 6 -мифология, от 6-до 12 религия. А от 12 и выше -уже переутомление:)) |
| Я точно не знаю, но судя по контексту Диабло2 - это какая-то компьютерная игра. Впрочем, эта гипотеза нуждается в дополнительной проверке. Рике пишет: цитата: | Также (среди прочего) википедия говорит, что пастораль идет из античности:)) О чем, собственно, и я говорю заодно с ней:)) |
| Я первый, я первый это сказал:) Алекстар пишет: цитата: | Вообще, классический любовник обычно пастушок, это восходит еще к древней буколике, к Дафнисам и Хлоям. |
| А Вы сказали, что ко временам романтизма она уже отмерла. Оказывается, вовсе не отмерла:) Рике пишет: цитата: | Нет, все-таки мне кажется, что в народных сказках пастушок более классический герой, чем кузнец, в отличие от романтической символики. Хотя можно поставить эксперимент банальнейшим методом перебора известных сказок и посмотреть, кто встречается чаще:))) |
| А давайте лучше с романтической символики начнем - посмотрим, о чем википедия умолчала:)
| |
|
|
|
| |
Сообщение: 2139
|
|
Отправлено: 02.07.10 19:28. Заголовок: Алекстар пишет: Я ..
Алекстар пишет: цитата: | Я только Вакулу на этот счет припомнил:) |
| В мифах тоже рассадник любовных историй. Но Вакула, конечно, классика -мррр. Алекстар пишет: цитата: | Статья посвящена кузнецам в литературе:) Что же делать, если к романтизму эта тема не относится:) |
| Да более того:) Она(статья) и к литературе-то относится как-то странно. Но я все прощу автору за то, что записал Диабло в религию/мифологию:))) Алекстар пишет: цитата: | Я точно не знаю, но судя по контексту Диабло2 - это какая-то компьютерная игра. Впрочем, эта гипотеза нуждается в дополнительной проверке. |
| Уже проверено на собственном опыте:)) Затягивает не хуже наркотика. Алекстар пишет: цитата: | А Вы сказали, что ко временам романтизма она уже отмерла. |
| Не- а;) Вот как раз этого я и не говорила:) И даже наоборот: "Пастораль восходит к античности, а ко временам романтизма она уже увяла.... Для романтиков важны силы, в борьбе/контакте с которыми человек закаляет свою волю: море, сталь, огонь, сражения, дикая природа. Кузнец связан с пламенем и сталью, моряк - с суровой, полной опасностей жизнью, бурями, путешествиями. Это придает таким людям незаурядность по сравнению с обычными мещанами и торговцами, погрязшими в повседневных заботах. Если углубляться, то все сложнее: у каждой страны в каждую эпоху свои особенности развития творческого метода романтизма, пасторальные мотивы тоже кое-где присутствуют. Но в целом картина далека от идеальных буколик." Впрочем, мы снова об одном и том же разными словами:) Какие именно аспекты символики интересно препарировать?;)
| |
|
|
| |
Сообщение: 693
|
|
Отправлено: 02.07.10 19:41. Заголовок: Рике пишет: Не- а;)..
Рике пишет: цитата: | Не- а;) Вот как раз этого я и не говорила:) И даже наоборот: "Пастораль восходит к античности, а ко временам романтизма она уже увяла.... |
| Я не знал, что увяла и отмерла - это наоборот:) Рике пишет: цитата: | Какие именно аспекты символики интересно препарировать?;) |
| Аспекты упоминаемости кузнецов:) Давайте ж покажем википедии, как надо относиться к литературе:)
| |
|
|
| |
Сообщение: 2144
|
|
Отправлено: 02.07.10 20:08. Заголовок: Алекстар пишет: Я н..
Алекстар пишет: цитата: | Я не знал, что увяла и отмерла - это наоборот:) |
| Наоборот -ко второй части постинга.:) А к первой: "отмереть"=исчезнуть, увянуть=лишиться первоначальной энергии и свежести.
| |
|
|
| |
Сообщение: 694
|
|
Отправлено: 02.07.10 20:44. Заголовок: Рике пишет: Наоборо..
Рике пишет: цитата: | Наоборот -ко второй части постинга.:) |
| Никакой второй части в этом постинге нет:): А Вы сказали, что ко временам романтизма она уже отмерла. Рике пишет: цитата: | Она(статья) и к литературе-то относится как-то странно. Но я все прощу автору за то, что записал Диабло в религию/мифологию:))) |
| Нет, не надо его прощать! Выскажите все, что на душе:) В чем странность отношения статьи к литературе? И кроме шуток, Рике, назовите, в каких именно романтических произведениях говорится о любви кузнеца или сына, ученика, подмастерья к знатной даме. Одна ласточка погоды не делает.
| |
|
|
| |
Сообщение: 1521
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 03.07.10 01:08. Заголовок: Алекстар пишет: Тог..
Алекстар пишет: цитата: | Тогда это работает против гипотезы, что Строу был рыцарем. |
| Строго говоря, бывало, и рыцари оставались в истории под прозвищами, причём пренебрежительными (Вальтер Голяк, к примеру - один из лидеров первого крестового похода) Но может Шишова на меня так повлияла, а может варианты перевода такие, что Джека я всё равно представляю себе не иначе как кузнецом. Статья в Вики меня возмутила :) Почему из фэнтези упомянут только пародист Пратчетт со второстепенным героем (сказка Толкиена, строго говоря, философская), в то время как в каждом четвертом фантазийном романе сын или ученик кузнеца отправляется в приключение, спасает мир от вселенского зла и в конце получает полцарства и принцессу в жёны (знатную даму, волшебницу - как варианты). "Волшебник Земноморья" Ле Гуин, "Колесо времени" Джордана, "Друсс-легенда" Геммела - это только классика жанра, а произведений менее именитых авторов такая куча, что мне страшно их вспоминать\разыскивать :) Кстати, как раз роли пастуха в качестве "стартовой площадки" мне вспомнить не удалось - лидируют кузнецы и дворяне. А в историко-приключенческой прозе - помимо уже упомянутого Джека мне тут же вспомнились "Хромой кузнец" Марии Семёновой, "Царьградская пленница" Волкова, и несомненно, если поискать основательно, таких ласточек найдётся целая стая. В общем, в постромантизме такие сюжеты трудно не заметить... Википедия пишет: цитата: | Использование в ряде компьютерных игр, в частности, в Diablo 2 персонажи Smith (кузнец) и Hephasto (Гефест) |
| Вот так, по их мнению, выглядит кузнец <\/u><\/a> Печальное зрелище.
| |
|
|
| |
Сообщение: 696
|
|
Отправлено: 03.07.10 08:07. Заголовок: Ситуация проясняется..
Ситуация проясняется:) Я не любитель жанра фэнтези, но даже моего соприкосновения с ним достаточно, чтобы заметить, что в нем кузнецы весьма популярны. Но фэнтези черпает образы именно из народных легенд (например, использование Толкиеном эльфов и гномов наряду с выдуманными им орками и хоббитами). Поэтому ничего удивительного, что кузнецы там рулят (Хромой кузнец Семеновой тоже ближе к фэнтези, чем собственно к исторической прозе). Если Рике имела в виду пост-романтизм, тогда согласен на все 100, тем более, что в голливудском фильме более вероятно обращение к традициям фэнтези, чем классического романтизма, зародившегося, как Рике пишет, в Германии в конце 18-го века. Но уж на Шишову фэнтези никак не могло повлиять.
| |
|
|
| |
Сообщение: 1525
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 03.07.10 13:21. Заголовок: Классический романти..
Классический романтизм тоже ведь обрабатывал те же самые легенды и народные сказки, я просто не знаком с ним в той мере, чтобы привести достаточное количество примеров (подозреваю, что это и нелегко - найти в книгах тот или иной определённый сюжет, это можно сделать только по памяти, а для этого нужно перечитать их немалое количество и хорошо помнить). И у него, и у фэнтези, и у приключенческой литературы - общие преемники. У Семёновой образ кузнеца явно навеян Велундом, к примеру. А Джек-Соломинка мне во многом напоминает европейские народные сказки. Кстати, о фильмах - вспомнил, что Орландо Блуму не привыкать - ещё в "Пиратах Карибского моря" он тоже играл кузнеца, влюбленного в знатную даму. :) Ну, это уже из разряда фэнтези.
| |
|
|
| |
Сообщение: 2146
|
|
Отправлено: 03.07.10 21:11. Заголовок: Алекстар пишет: Ни..
Оффтоп: Алекстар пишет:
цитата: | Никакой второй части в этом постинге нет:) |
|
Я о своем -его цитата разрезала на две части:) Алекстар пишет: цитата: | Нет, не надо его прощать! Выскажите все, что на душе:) В чем странность отношения статьи к литературе? И кроме шуток, Рике, назовите, в каких именно романтических произведениях говорится о любви кузнеца или сына, ученика, подмастерья к знатной даме. Одна ласточка погоды не делает. |
| Надо-надо:) Видите, какой кузнец колоритный:) Странность, во первых, в неверном отборе материала (мифические образы, святой, герои игры, персонажи разных жанров и эпох -все в одном списке), во-вторых, в отсутствии систематизации и неполноте данных. Для обзора по мифам неплохо, но если говорить о литературе в целом, стоило бы, наверно, Ибсена вспомнить, Чеха, Леннрота (а то упомянули "среди прочего"), Сервиса, русских литераторов 19 в. (ну хоть Ершова), баллады 19-20вв. И, конечно, особенности образа в реализме. (ну даа, занудствую:))На самом деле,хорошо уже то, что человек старался, искал материал, способный заинтересовать) Примеров тут уже накидали силой коллективного разума, и дальше, наверно, будут всплывать по ходу темы, но про фэнтези меня Серж опередил. P.S. От противного: Смеляков "Платье для королевы" - несколько пугающий поворот привычного "квеста":) Serg пишет: цитата: | "Колесо времени" Джордана |
| Ааа, это там был кузнец? Я Джордана спутала с Гудкайндом (правда, кстати, что второй у первого попятил сюжет?":)))) Serg пишет: цитата: | И у него, и у фэнтези, и у приключенческой литературы - общие преемники. |
| Можно даже сказать, что это явления одного плана. Историко-приключенческий роман создал Вальтер Скотт, да и жанр приключений в целом романтики развили сильно. Фэнтези входит в художественную систему романтизма, и, ИМХО, до Толкиена в этом же направлении творил Кейбелл (вот у него, кстати, глав герой как раз пастух:)) То-то и забавно, что переработки мифов и мифологических образов представлены широко, а в жанре сказки, казалось бы, собранной самими романтиками и знакомой нам с детства, героев-кузнецов как раз относительно немного. Нет, честно, кто-нибудь вспомнит? Мне сейчас на ум приходит только африканская сказка "Как появились луна и звезды". Оффтоп: Орландо Блум - заслуженный кузнец:) Или так "Дважды кузнец":)
| |
|
|
| |
Сообщение: 1527
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 03.07.10 22:57. Заголовок: Рике пишет: Ааа, э..
Рике пишет: цитата: | Ааа, это там был кузнец? Я Джордана спутала с Гудкайндом (правда, кстати, что второй у первого попятил сюжет?":)))) |
| Там был. У Гудкайнда не помню. Сюжеты и впрямь похожи :) Рике пишет: цитата: | Фэнтези входит в художественную систему романтизма, и, ИМХО, до Толкиена в этом же направлении творил Кейбелл (вот у него, кстати, глав герой как раз пастух:)) |
| И Дансени (а у него - дворянин, насколько я помню). Кузнецы стали в изобилии появляться после той же Ле Гуин :) Рике пишет: цитата: | То-то и забавно, что переработки мифов и мифологических образов представлены широко, а в жанре сказки, казалось бы, собранной самими романтиками и знакомой нам с детства, героев-кузнецов как раз относительно немного. Нет, честно, кто-нибудь вспомнит? Мне сейчас на ум приходит только африканская сказка "Как появились луна и звезды". |
| Мне почему-то вспоминается, что и в сказках кузнецы - не редкость, хотя конкретные примеры вспомнить не могу :) Поищем? ;) Рике пишет: цитата: | Оффтоп: Орландо Блум - заслуженный кузнец:) Или так "Дважды кузнец":) |
| Оффтоп: И пастух!.. Парис в "Трое" :)
| |
|
|
| |
Сообщение: 2148
|
|
Отправлено: 04.07.10 00:00. Заголовок: Serg пишет: Там бы..
Serg пишет: цитата: | Там был. У Гудкайнда не помню. Сюжеты и впрямь похожи :) |
| У Гудкайнда -проводник. Но я их вечно путаю:) Serg пишет: цитата: | Кузнецы стали в изобилии появляться после той же Ле Гуин :) |
| Ах воооот кто виноват во всем!:)))) Serg пишет: цитата: | Мне почему-то вспоминается, что и в сказках кузнецы - не редкость, хотя конкретные примеры вспомнить не могу :) Поищем? ;) |
| Вот и я о том же- они должны где-то быть в сказках, только прячутся. Наугад с полки вытащила томик итальянских сказок. Смотрим: Скрытый текст 1)"Массаро Правда" -пастух 2)"Дары феи Кренского озера" - калека без определенной профессии:) 3)"Пряжки падре Бонифаччо" -нищий 4)"Дрозды и скворцы" - просто влюбленные:) 5)"Чучело у колодца" -дети 6)"Кола Рыба" - как бы сказать...получеловек-полурыба:) 7)"Три сказки попугая" - тут рассказ в рассказе: героиня всех трех -купеческая дочь Розалинда, а рассказчик...эээ...попугай, соответственно:) 8)"Как шут Гонелла бился об заклад" - как все могли догадаться, герой -придворный шут:) 9)"Пастух из Кальтанисетты" - пастух, как ни странно:) 10)"Крипич и воск" - они самые и есть герои этой сказки:)А закадрово -бродячий кукольник 11)"Черная лошадка" - крестьянин 12)Маттео и Мариучча - богатые горожане. 13)"Что важнее?" - Певец, поэт и невезучий бедный гитарист:) 14)"Королевский сокол" - крестьянин 15)"Огонь, вода и честь" -они самые:) 16)"Веселый сапожник" - ноу комментс, и так понятно:) 17)"Как Кортезе заплатил за обед" - обедневший проказник-дворянин 18)"Легенда о сокровище Кьяпаццы" - оруженосец, впоследствии -бессмертный хранитель клада. 19)"Генерал Фанта-Гиро" -принцесса-воительница 20) "Пастух и месяц март" -третий в списке пастух:) 21)"Гарпалиону -владыка львов" -осленок:) 22) "Эй, вводи лошадь" -возчик 23)"Буйвол и барабан" - они самые 24) "Злая судьба" -принцесса, ставшая нищенкой после поражения ее отца в войне 25) "Как монах спасал свои уши" -хитрая горожанка и монах 26)"Ответ папы римского" -два дурака без определенного рода занятий:) 27) "Шестеро братьев" -эээ...никто:) коротенькая сказка, построенная целиком на синонимах 28) "Новая юбка" -сварливая жена 29) "Похлебка из камней" -лавочница и жена угольщика 30) "Сны Гуальтеро" -состоятельный дворянин 31) "Тайна Флорио" - скульпторы 32) "Озеро Гандзири" -богач и король 33)"Дурман -трава" -бродячий торговец и хозяйка корчмы 34) "Богатое приданое" -Метелица и Южный Ветер 35) "Ученый кот" - Кот и мышь:) 36) "Королевские узники" - Заключенные и король 37) "Человек, который искал бессмертие" -ученый 38) "Кочан капусты" -рыбаки 39) "Храбрый Мазино и ведьма" -солдат
| Три пастуха, два землепашца, куча разных прочих профессий и ни одного кузнеца:)
| |
|
|
|
| |
Сообщение: 1529
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 04.07.10 00:32. Заголовок: Пролистал том "С..
Пролистал том "Сказки народов Европы" на предмет занятий главных героев. Отметил только тех, у кого изначально указан какой-либо род занятий. Что получилось: лидируют землепашцы и принцы - по 20 упоминаний, пастухи - 15. Другие профессии упоминаются значительно реже: по 3 раза - слуга, солдат, купец, дворянин и ученик волшебника, по одному разу - угольщик, кузнец, пряха, портной, корзинщик, поэт, музыкант, брадобрей, мельник, гончар, дровосек и сказочник. Всего один кузнец на объемистый том - да, маловато оказалось...
| |
|
|
| |
Сообщение: 698
|
|
Отправлено: 04.07.10 12:37. Заголовок: Как насчет кузнеца, ..
Как насчет кузнеца, который может счастье сковать:) Мне кажется, суть в том, что изобретение выплавки железа - один из переломных моментов в жизни человека, поэтому, то что с этим связано не могло не оказать влияния на мифологию (русский Сварог, греческий Гефест, иранский Кова). Другая профессия, связанная с железом - шахтеры, породила целый пласт легенд об эльфах. В средние века кузнецы были, во-первых, людьми физически сильными, т.е. обычно выхоодили победителями из драк с односельчанами, во-вторых, обладали большим кругом специфически профессиональных знаний, что влияло на кругозор в целом, в-третьих, были ценными специалистами, с которыми нельзя было обращаться, как с "сиволапыми" пахарями. Все вместе это способствовало выработке у кузнецов смелого и независимого характера, нетипичного для феодального крестьянина, что и отразилось в литературе. В "Жакерии" Меримэ и в романе "Жаки" Ф. Клар выведены образы кузнецов-бунтарей, активных участников Жакерии.
| |
|
|
| |
Сообщение: 2275
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 04.07.10 12:56. Заголовок: В шотландских сказка..
В шотландских сказках, например, с кузнецами тоже туго:)): Скрытый текст "Фэр-Дэнский брауни" - он и есть:), брауни - это вроде домового, существо такое, одним словом, сказочное. "Петух и лиса" - ноу комментс. "Лиса и пустельга" - тоже "Там Лин" - графская дочь и заколдованный рыцарь "Сэр Майкл Скотт" - ну, он и есть:). "Два скрипача и страстпи" - музыканты. "Отважный охотник Финлей" - тоже все понятно. "Кошель золота за пару штанов" - потрной "Вилли и поросенок" - слуга "Томас-рифмач" - тоже музыкант и поэт "Родерик - отец моржей" - рыбак
| Как видим, все тут все больше благородные лорды)), ну или на худой конец, рыбак или портной. В английских - та же картина: Скрытый текст "Дочка пекаря" - она и есть "Воду заперли" - две девушки и брауни "Кто всех одолеет" - принцесса и просто парень Джек)), ну, схема, "Царевна и Иванушка-дурачок":) "Дьявол и портняжка" - они:) "Волшебный рог" - рыцари "Рыба и перстень" - знатный лорд, по совместительству - колдун. "Джек Хэннефорд" - солдат "Три желания" - дровосек "Джоан и хромой гусопас" - знатная девушка и пастушок "Черный бык Норруэйский" - три принцессы "Волшебная мазь" - крестьянка "Питер-простачок" - крестьянин "Тростникова шпака" - принцесса "Дик Уттингтон и его кошка" - крестьянский мальчик-сирота "Лэмтонский змей" - юный лорд "Черри из Зеннора" - крестьянская девушка "Кожаный мешок" - ведьма и фермерская дочь
| Та же картина - лорды, леди, принцессы, крестьяне, фермеры и волшебники. Кузнецов - нЭма:) До кучи, давайте глянем испансикие: Скрытый текст "Жаба и мышь" - без комментариев "Замок "Пойдешь и не вернешься" - рыбак "Лень и упрямство" - крестьяне "Заноччивая мышка" - она и есть:) "Бубен из шкурки вши" - избалованная принцесса "Железные башмаки" - горожанин "Чудесная флейта" - крестьяне "Принцесса, которая была превращена в миндальное дерево" - принцесса и пастушок, принцесса и оружейник, принцесса и принц - претенденты на руку принцессы)), естессно, она осталась с принцем:) "Дама из озера" - крестьянин и фея
| Да. Туго с кузнецами:))).
| |
|
|
| |
Сообщение: 2151
|
|
Отправлено: 04.07.10 17:33. Заголовок: Алекстар пишет: Ка..
Алекстар пишет: цитата: | Как насчет кузнеца, который может счастье сковать:) |
| Черт, что-то из распространенных примеров вертится, а вспомнить не могу:) Señorita Flor пишет: цитата: | Да. Туго с кузнецами:))). |
| Забили их пастухи:)) В восточных сказках та же картина -на весь томик один кузнец, зато пять пастухов и туча землепашцев.
| |
|
|
| |
Сообщение: 701
|
|
Отправлено: 07.07.10 19:01. Заголовок: Рике, Сеньорита Флор..
Рике, Сеньорита Флор. Я в сказки тоже не очень часто заглядываю, но на этот раз почитал с интересом:) Конечно, это литературная обработка, как и любой сборник сказок, на крестьянской посиделке они бы по другому прозвучали. Действительно, обнаружился парадокс недостаточного внимания к кузнецам:) Но я говорил о мифологии, а в ней кузнецы востребованы. Ну и фэнтези ориентировано в первую очередь на мифологию. Интересно, в классическом романтизме тоже присутствует эта тенденция?
| |
|
|
| |
Сообщение: 2158
|
|
Отправлено: 08.07.10 17:26. Заголовок: Мифология- бесспорно..
Мифология- бесспорно. В классическом романтизме образ кузнеца встречается в тех же мифологических мотивах. Об оригинальных произведениях романтиков 19 в. судить труднее, но некоторые факты говорят, что профессия кузнеца выделялась из сереньких и обыденных. Например, Рылеев и Вяземский критиковали Пушкина, который не сделал Алеко кузнецом, "что было бы не в пример благороднее", а заставил заниматься более приземленной работой - водить дрессированного медведя.
| |
|
|
| |
Сообщение: 67
Откуда: Россия, Москва
|
|
Отправлено: 16.12.10 23:04. Заголовок: Мне нравится это лит..
Мне нравится это литературное направление. И романтические герои, выделяющиеся из серой массы, и экзотика романтического хронотопа - это меня всегда привлекает. Жаль только, что подчас такие истории заканчиваются трагически... Но, видимо, таков удел этих героев - бунтари не могут ужиться в слишком тесном для них мире, чьих законов они не приемлют. Кто поспокойнее и не бунтарь, а жертва обстоятельств, тот может и уцелеть и жить счастливо и долго, и особенно хорошо это видно на примере романов Вальтера Скотта.
| |
|
|
| |
Сообщение: 2407
|
|
Отправлено: 17.12.10 21:29. Заголовок: Эжени д'Англарец..
Эжени д'Англарец пишет: цитата: | Жаль только, что подчас такие истории заканчиваются трагически... Но, видимо, таков удел этих героев - бунтари не могут ужиться в слишком тесном для них мире, чьих законов они не приемлют. |
| Иногда мне кажется, что это закономерная логика событий. Как персонаж к миру- так и мир к нему (не всегда, правда, если брать отдельные эпизоды, но в масштабах целого произведения часто присутствует что-то подобное). Желание слишком многое изменить, перекроить на свой лад, пусть даже из любви к ближнему, вызывает неприязнь общества, которое меняться не хочет. А упорной и сильной личности иногда легче погибнуть ради своей цели, чем скорректировать эту самую цель или признать поражение и отступить. Поэтому герои-бунтари нередко сами себя ведут к трагическому концу. И наоборот, те, кто не подчиняет жизнь одной-единственной "пламенной страсти" и готов к диалогу с окружающими, чаще выпутываются из передряг.
| |
|
|
| |
Сообщение: 98
Откуда: Россия, Москва
|
|
Отправлено: 17.12.10 21:47. Заголовок: Рике пишет: Поэтому..
Рике пишет: цитата: | Поэтому герои-бунтари нередко сами себя ведут к трагическому концу. |
| На ум приходит Джон Белфур Берли из «Пуритан» Вальтера Скотта или Хитклиф из «Грозового перевала». Вот оба уперлись - и ни в какую. И в итоге оба погибли.
| |
|
|
| |
Сообщение: 2411
|
|
Отправлено: 17.12.10 22:03. Заголовок: Эжени д'Англарец..
Эжени д'Англарец пишет: цитата: | На ум приходит Джон Белфур Берли из «Пуритан» Вальтера Скотта или Хитклиф из «Грозового перевала». Вот оба уперлись - и ни в какую. И в итоге оба погибли. |
| И таких историй много. Или вон обсуждаемый нами в другом разделе граф Монте-Кристо, который опомнился и прислушался к голосу милосердия только увидев, как погибли невинные люди. Слава богу, что он оказался способен осознать свою ошибку и исправить то, что было еще в его силах.
| |
|
Ответов - 41
, стр:
1
2
3
4
5
All
[только новые]
|
|
|