Автор | Сообщение |
Рике
|
| |
Сообщение: 212
|
|
Отправлено: 17.10.07 15:12. Заголовок: В споре рождается истина (тема для дискуссий)
В этой теме участники форума ведут полемику по важным для них жизненным вопросам. Вежливое отношение к оппоненту обязательно.
| |
|
Ответов - 132
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
All
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 18.10.07 17:41. Заголовок: Re:
Читают, конечно. У нас в классе (гуманитарном) нагрузка в этом плане была просто огромная. Естественно, приличную часть программы мы проходили с помощью сборников произведений в кратком изложении, но много и читали, хотя это всё для учёбы было. Мне из наших списков мало что нравилось, но тут дело, наверное, в том, что нам в учителя досталась очень пожилая, гиперактивная коммунистка, вся в принципах, повёрнутая на советских идеалах, и большинство книг мы проходили с этой точки зрения. У неё такие рамки были: если в книге много про страдания народа да про великие цели революции, то книга хорошая, если нет - то плохая. Долго ещё я не смогу читать Некрасова, Маяковского, Чернышевского, Грибоедова... Много тут от учителя зависит, я считаю. И от семьи, конечно. Попадались мне сверстники, в принципе ничего не читающие именно потому, что "достали: читай, читай, читай!" Ну нельзя заставлять читать против воли, иначе ничего не выйдет. Во всяком случае, хорошего. Если бы в нашу школьную программу включили, допустим, Толкиена и усиленно капали им ученикам на мозги, его бы тоже никто не читал...
| |
|
Señorita Flor
|
| |
Сообщение: 326
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 18.10.07 18:14. Заголовок: Re:
Зоя пишет: цитата: | Попадались мне сверстники, в принципе ничего не читающие именно потому, что "достали: читай, читай, читай!" Ну нельзя заставлять читать против воли, иначе ничего не выйдет |
| Смотря как заставлять:))) В том смысле, что если привязать ребенка к стулу - пока не прочтешь, гулять (в кино, на каток и т.п.) не пойдешь, мороженого не получишь и т.д. - конечно, толку не будет. Но если и вообще совершенно не обращать внимания на то, что читает чадо и читает ли вообще - то само оно (чадо:)) за книгу не схватится. Как правило. Надо как-то...направлять, я считаю, советовать..."Подсунуть" что называется хорошую книжку вовремя:) - ну, скажем, после просмотра фильма одноименного... А школьная программа нужна 100%. Я слышала, что ведутся разговоры, что де "убрать лтературу из школьной программы". И я лично категорически против! Так как изучать это надо. Иначе...иначе, господа, алес! ИМХО. Потому как...семья семьей, но мы наблюдаем, что читают меньше в связи с появлением компьюетрных технологий, увеличением нагрузок и те де и те пе. А если лит-ру убрать из школьной программы, то точно ничего читать не будут стоящего, акромя...ну сами понимаете чего:) - раскрученных брендов - содержимого среднестатистического книжного лотка.
| |
|
Рике
|
| |
Сообщение: 216
|
|
Отправлено: 18.10.07 18:50. Заголовок: Re:
Зоя пишет: цитата: | У неё такие рамки были: если в книге много про страдания народа да про великие цели революции, то книга хорошая, если нет - то плохая. |
| Это огромная педагогическая ошибка, когда учитель пытается силой навязывать детям свое мнение. Неудивительно, что после этого школьники начинают придерживаться противоположных взглядов. И получается примерно вот такая картина... цитата: | Долго ещё я не смогу читать Некрасова, Маяковского, Чернышевского, Грибоедова... |
| Аналогичная была у меня с поэтами Серебряного века, которые превозносились педагогами до небес. Приходилось чуть не силой "отрывать" от себя неприятное впечатление, постоянно деражть в уме тезис "поэты не виноваты, что их так изучают". :)) Señorita Flor пишет: цитата: | А школьная программа нужна 100%. Я слышала, что ведутся разговоры, что де "убрать лтературу из школьной программы". И я лично категорически против! |
| Убрааать?....ну не знаааю, ИМХО, ничего хорошего из этого не выйдет. Вот немного "освободить" ее из-под идеологического пресса не мешало бы, да кто ж этим станет заниматься. На мой взгляд, на уроках литературы не должны "палочным методом" вдалбливать в голову ученикам, что Катерина Кабанова - "луч света в темном царстве", а Илья Обломов - лентяй и "представитель вымирающего дворянства". Ведь речь идет, по сути, об очень "живых" материях. Какой смысл наслаждаться чтением, осмысливать, когда все равно требуется в итоге одно - тупо написать сочинение "по образцу" да еще и какого-то определенного объема... Как-то раз я беседовала с одной дамой, прeподавателем. И она выдала что-то типа такого: "А зачем нам нужно их (детей) мнение? пусть себе сидят и слушают, что им говорит учитель". Зоя пишет: цитата: | Если бы в нашу школьную программу включили, допустим, Толкиена и усиленно капали им ученикам на мозги, его бы тоже никто не читал... |
| Не знаю, практикуется ли это сейчас, а раньше были такие "уроки внеклассного чтения". У нас они проходили класса так до 7-8, а потом исчезли в никуда. Предполагалось, что ученик просто рассказывает о том, что прочитал вне программы -хоть о Толкиене, хоть о Марининой. На деле это, конечно, не выполнялось :))) Все равно оценка ставилась во многом за то "правильную" литературу ты читаешь вне программы или "неправильную".
| |
|
Ала
|
| |
Сообщение: 12
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
|
|
Отправлено: 18.10.07 20:21. Заголовок: Re:
Читаю и понимаю. как мне повезло с преподавательницей литературы в школе. Мы никогда не слушали нудные лекции. У нас приветствовалось именно свое мнение. Все те произведения, которые мы прошли в школе до сих пор люблю нежно. К сожалению не хватало часов, чтобы освоить таким образом всю школьную программу, поэтому изучали мы литературу выборочно, что создало мне некоторые трудности на экзамене. Но я благодарна учителю, которая учила нас думать, а не повторять чужие мысли. А качество прочитываемой литературы и качество прочтения все-таки зависит от окружающих взрослых и от того с каких книг начинается чтение.Я считаю. что литературный вкус можно привить, не путем навязывания чтения определенных книг, а путем рекомендации. Моему сыну всего четыре года, но к выбору книг для него я подхожу очень тщательно, если это неизвестный мне автор обязательно прочитываю сама сначала, потому что слишком часто встречаются ужасные тексты, скрывающиеся за яркими иллюстрациями. И любовь к литературе, заполняющей лотки, о которой писал Serg, начинается именно с этих ярких и безвкусных книжек. Много работая с редкой детской книгой (т.е. в основном со старой, с 19 века начиная) не могу не признать, что раньше к изданию книг для детей подходили гораздо более ответственно.
| |
|
Señorita Flor
|
| |
Сообщение: 329
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 18.10.07 21:00. Заголовок: Re:
Ала пишет: цитата: | Читаю и понимаю. как мне повезло с преподавательницей литературы в школе. Мы никогда не слушали нудные лекции. У нас приветствовалось именно свое мнение. Все те произведения, которые мы прошли в школе до сих пор люблю нежно. К сожалению не хватало часов, чтобы освоить таким образом всю школьную программу, поэтому изучали мы литературу выборочно, что создало мне некоторые трудности на экзамене. Но я благодарна учителю, которая учила нас думать, а не повторять чужие мысли. |
| Ала, ППКС! Очень важно - чтобы повезло с учителем. И от учителя очень многое зависит. Мне вот тоже повезло. И у меня была именно такая - которой важно было наше мнение и которая учила нас думать. Единственное, чего ме жаль, так это того, что пришла она к нам поздно - уже в 11 классе. Ала пишет: цитата: | Я считаю. что литературный вкус можно привить, не путем навязывания чтения определенных, книг а путем рекомендации. |
| И это - абсолютно верно. Согласна.
| |
|
Serg
|
| |
Сообщение: 228
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 18.10.07 22:16. Заголовок: Re:
Зоя пишет: цитата: | Попадались мне сверстники, в принципе ничего не читающие именно потому, что "достали: читай, читай, читай!" Ну нельзя заставлять читать против воли, иначе ничего не выйдет. Во всяком случае, хорошего. Если бы в нашу школьную программу включили, допустим, Толкиена и усиленно капали им ученикам на мозги, его бы тоже никто не читал... |
| ППКС. Заставлять читать из-под палки - самое неблагодарное занятие. Даже самая хорошая книга просто "не пойдёт". Поэтому, признаться, не без злорадства смотрю, как некоторые особенно не любимые мной книги активно включают в школьную программу... Señorita Flor пишет: цитата: | Надо как-то...направлять, я считаю, советовать..."Подсунуть" что называется хорошую книжку вовремя:) - ну, скажем, после просмотра фильма одноименного... |
| Ала пишет: цитата: | Я считаю. что литературный вкус можно привить, не путем навязывания чтения определенных книг, а путем рекомендации. |
| Присоединяюсь :) "Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь" - применительно к литературному воспитанию эта мысль тоже верна. Señorita Flor пишет: цитата: | А школьная программа нужна 100%. Я слышала, что ведутся разговоры, что де "убрать лтературу из школьной программы". И я лично категорически против! |
| Я тоже. Но надо признать, что преподавание литературы в школе надо серьёзным образом перестраивать. Ибо оно, как правило, ведётся на формальном уровне, который восприятие литературы только губит. Литература, как никакой другой предмет, нуждается в чувстве уместности и умении понимать различные точки зрения (и причины их возникновения, что ещё сложнее). А чаще её преподают, скорее, как математику - вот это, мол, логично, а то нелогично. И вот к чему это приводит: Рике пишет: цитата: | Как-то раз я беседовала с одной дамой, прeподавателем. И она выдала что-то типа такого: "А зачем нам нужно их (детей) мнение? пусть себе сидят и слушают, что им говорит учитель". |
| И в конце концов люди вообще разучаются понимать литературу, вырабатывать собственное (пусть на первых порах и наивное) мнение. А потом такого ученика и не потянет к хорошей литературе, которую читают не наскоро в перерывах между едой и работой, а внимательно, вдумчиво, с напряжением ума и сердца. Скорее, возьмётся за какой-нибудь прямолинейный "ужастик" или "детективчик"... Рике пишет: цитата: | Не знаю, практикуется ли это сейчас, а раньше были такие "уроки внеклассного чтения". У нас они проходили класса так до 7-8, а потом исчезли в никуда. Предполагалось, что ученик просто рассказывает о том, что прочитал вне программы -хоть о Толкиене, хоть о Марининой. На деле это, конечно, не выполнялось :))) |
| Вот тоже хороший вариант... если к этому формально не относиться. У нас такие уроки сводились ,как правило ,к опросу, кто что прочёл на этой неделе. На мой список прочитанного учительница реагировала неизменно: "Опять Дюма?!" :)))
| |
|
Señorita Flor
|
| |
Сообщение: 335
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 19.10.07 18:28. Заголовок: Re:
Serg пишет: цитата: | Но надо признать, что преподавание литературы в школе надо серьёзным образом перестраивать. Ибо оно, как правило, ведётся на формальном уровне, который восприятие литературы только губит. Литература, как никакой другой предмет, нуждается в чувстве уместности и умении понимать различные точки зрения |
| Serg, абсолютно верно! Как обычно - ППКС! Поэтому и получается - что есть те, кому повезло и им попались учителя-энтузиасты, влюбленные в свой предмет и понимающие, что в литературе нет такого - "вот это логично и правильно, а вот это - нет"; и те, у кого были не уроки литературы, а именно формальность. Как, например, у нас в 8 классе было, когда мы занимались тем, что читали на уроке "Мцыри" по ролям... Serg пишет: цитата: | Вот тоже хороший вариант... если к этому формально не относиться. У нас такие уроки сводились ,как правило ,к опросу, кто что прочёл на этой неделе. |
| А у нас вообще два раза всего и проводились в 6 классе (помню почему, потому что учительницу у нас звали точно так же, как меня - Светлана Александровна:)) - и мы тоже "отдавали рапорт":)), кто что прочел на неделе:)). "Джейн Эйр" я тогда домучивала:)) в первый раз, как сейчас помню.:))
| |
|
Рике
|
| |
Сообщение: 219
|
|
Отправлено: 21.10.07 02:22. Заголовок: Re:
Ала пишет: цитата: | Читаю и понимаю. как мне повезло с преподавательницей литературы в школе. Мы никогда не слушали нудные лекции. У нас приветствовалось именно свое мнение. Все те произведения, которые мы прошли в школе до сих пор люблю нежно. К сожалению не хватало часов, чтобы освоить таким образом всю школьную программу, поэтому изучали мы литературу выборочно, что создало мне некоторые трудности на экзамене. Но я благодарна учителю, которая учила нас думать, а не повторять чужие мысли. |
| Señorita Flor пишет: цитата: | Мне вот тоже повезло. И у меня была именно такая - которой важно было наше мнение и которая учила нас думать. |
| Хороший учитель литературы -это большая удача.:) Потому что во многом от него зависит, какое будет у детей отношнение к чтению. Это очень здорово, когда учитель помогает ученику выработать независимый взгляд на книгу. На самом деле хорошо преподавать литературу очень сложно, потому что литература тесно связана с историей. Нельзя донести до детей смысл пьесы "Гроза", не рассказав попутно о домострое и т.п. Сколько я помню, у многих детей были проблемы с пониманием текста только потому, что они судили героев произведения по меркам нашей с вами современности:)). Помню,например, какое удивление у нескольких ребят вызвал тот факт, что слово "черт" в устах персонажа из романа 19 века является изрядным ругательством.:)) А в мою бытность на практике меня школьники долго пытали по вопросу, как может известный писатель быть бедным:))) Пришлось удариться в историю литературы:))) Ала пишет: цитата: | . Моему сыну всего четыре года, но к выбору книг для него я подхожу очень тщательно, если это неизвестный мне автор обязательно прочитываю сама сначала, потому что слишком часто встречаются ужасные тексты, скрывающиеся за яркими иллюстрациями. |
| О да, это тоже большая проблема. Некоторые ...гхм...образцы современной детской литературы, ИМХО, детям вообще нельзя давать в руки - дабы не калечить психику подрастающего поколения:// Полностью и целиком соглашусь, что родитель должен быть в курсе того, что читает малыш. Señorita Flor пишет: цитата: | Как, например, у нас в 8 классе было, когда мы занимались тем, что читали на уроке "Мцыри" по ролям... |
| *задумалась, что там в "Мцыри" читать по ролям:))" Ала пишет: цитата: | А качество прочитываемой литературы и качество прочтения все-таки зависит от окружающих взрослых и от того с каких книг начинается чтение.Я считаю. что литературный вкус можно привить, не путем навязывания чтения определенных книг, а путем рекомендации. |
| ППКС. Навязывание только ухудшит дело и вообще оттолкнет ребенка от книги. У ребенка есть свои предпочтения, с которыми надо считаться, невозможно силой "впихнуть" в него произведение, которое ему неприятно. Мои литературные предпочтения всегда складывались вопреки воле учителей и многих знакомых. Да, находились люди, и многие, кто утверждал, что "девочка должна читать книги о природе, любви или домоводстве". "Девочка" (сиречь я) выслушивала их очередную тираду на тему того, что надо читать в ее возрасте, а затем снова возвращалась к "Человеку, который смеется" или "Легенде об Уленшпигеле":))) Мне повезло - именно потому, что была возможность возвращаться. У многих моих подруг ее не было: родители отбирали у них "неподходящие для девочек" историко-приключенческие романы и силой сажали за какого-нибудь Бианки либо, еще того хуже, "Учись шить" или "Азбуку вежливости". А потом требовали пересказ прочитанного - как на уроке. :(((( Не спорю, Бианки хороший писатель, но если заставлять читать его книги насильно....:((((
| |
|
Señorita Flor
|
| |
Сообщение: 341
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 21.10.07 12:11. Заголовок: Re:
Рике пишет: цитата: | Некоторые ...гхм...образцы современной детской литературы, ИМХО, детям вообще нельзя давать в руки - дабы не калечить психику подрастающего поколения:// |
| ППКС! Сто раз подряд!:) Абсолютно верно. Рике пишет: цитата: | *задумалась, что там в "Мцыри" читать по ролям:))" |
| Ну не по ролям:))), а "по очереди":)) - первая парта начинет, вторая продолжает и т.д.:))) А на дом - приготовить перессказ. Рике пишет: цитата: | "Девочка" (сиречь я) выслушивала их очередную тираду на тему того, что надо читать в ее возрасте, а затем снова возвращалась к "Человеку, который смеется" или "Легенде об Уленшпигеле":))) Мне повезло - именно потому, что была возможность возвращаться. |
| У меня было примерно так же. Увидев, что я в свои 9-10-11 лет в сотый, наверное раз уже, схавтилась за "В стране невыученных уроков", за рассказы В.Голявкина или за сборник английских и шотлладских сказок "Тринадцать заклдованных котов":)), мой папа восклицал удрученно: "Ну, сколько уже можно это читать?! Возьми "Три мушкетера" хотя бы почитай, что ли". Я советом конечно воспользовалась, но...через три главы сказала - "Нет уж, папа, эту...книгу:))) читай сам":))). И снова брала то, что мне нравилось на тот момент. Потом, через года 4-5 я "доросла", что называется и до "Уленшпигеля" и до "Человека, который смеется", и до "Мушкетеров":)) - и читала все это уже сама с гораздо большим удовольствием, нежели тоггда, когда мне "пытались подсунуть" что-то "более приличествующее моему возрасту":))). Но, так или иначе, отбирать и заставлять что-то читать силой - такого не было, конечно, никогда. Вот именно это - и способно отбить вообще всякий интерес и внушить отвращение к литературе на всю оставшуюся жизнь, ИМХО.
| |
|
Ала
|
| |
Сообщение: 15
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
|
|
Отправлено: 21.10.07 18:45. Заголовок: Re:
Рике пишет: цитата: | У многих моих подруг ее не было: родители отбирали у них "неподходящие для девочек" историко-приключенческие романы и силой сажали за какого-нибудь Бианки либо, еще того хуже, "Учись шить" или "Азбуку вежливости". |
| А мое чтение родители вообще не контролировали. Только один раз, когда я была уже взрослая мама высказала изумление, найдя у меня книгу П. Реаж "История О" (надо же было ознакомится ), но зато я часто слышала: "Опять читаешь, погулять сходи". Летом я брала книжку и шла гулять с ней. Своего ребенка постараюсь оградить от некачественной литературы, а уж произведения и жанры пусть выбирает на свой вкус (хочет Бианки, пусть будет Бианки, захочет Дюма - пожалуйста). Иначе тягу к чтению можно отбить навсегда.
| |
|
Ответов - 132
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
All
[только новые]
|
|
|