Автор | Сообщение |
|
| |
Сообщение: 18
Откуда: Россия, Оренбург
|
|
Отправлено: 20.07.07 16:26. Заголовок: "Собор парижской богоматери"
Наверное, самый знаменитый роман Гюго.
| |
|
Ответов - 76
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
All
[только новые]
|
|
|
| |
Сообщение: 4
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 06.07.09 13:09. Заголовок: Да, эта тема была ва..
Да, эта тема была важна для Гюго ещё и потому, что его общественная деятельность была отчасти направлена на исправление ошибок правосудия. Насколько я знаю, благодаря ему были освобождены многие невинно осуждённые из разных стран, в том числе и Российской Империи. Такой "адвокат человечества". Что до "Собора Парижской Богоматери", то получается очень многоплановый роман, начиная от темы искусства (архитектуры в частности) и заканчивая вопросом, что есть красота. Мне же особенно понравилось, как Гюго показал переход от Средневековья к Возрождению. Вообще, учитывая, что в литературе закрепилась традиция показывать этот перелом как что-то светлое, несущее обновление жизни (разве что у Шекспира пару раз мелькает другая точка зрения), то у Гюго показана и "обратная сторона медали". Я сейчас говорю об образе Клода Фролло, мне кажется, именно смена эпох легла в основу его трагедии.
| |
|
|
| |
Сообщение: 1010
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 06.07.09 23:00. Заголовок: Да, Гюго широко изве..
Да, Гюго широко известен также и своей общественной деятельностью. Роман вышел и впрямь очень широким. В нём мы видим все слои общества - от королевского дворца до Двора Чудес. И социальные связи показаны во всей динамике, взять хотя бы (чтобы за примером далеко не ходить) судьбу Эсмеральды - приказ, отданный королём походя, воплощается в ужасную трагедию на площади... И таких картин "общества в разрезе" там очень много. Широк и охват тем - даже в одной главе, посвященной истории Парижа, автор затронул и историю, и искусство, и политику, и мировоззрение людей тех времён, всё это сплавлено очень органично и украшено интересными деталями быта. (Честно говоря, авторские отступления в романах Гюго я на первых порах пропускал, но после нескольких перечитываний стал находить в них особую прелесть). Да и сюжетные сцены романа, помимо занимательности, содержат много серьёзного и "между строк". Некоторые потому и выглядят побочным ответвлением сюжета, но очень удачно дополняют общую картину. (Например, разговор короля с пленником - если это можно назвать разговором - в сюжете вроде бы и ни при чём, но впечатление от этой сцены держится до конца и оттеняет все последующие события). Насчёт идей о переходе от Средневековья к Возрождению, Гюго, возможно, даже в каком-то смысле новатор - о смене приоритетов в искусстве ("книга убьёт здание") он был, кажется, одним из первых, кто высказался, а может быть, и самым первым. И вообще, эта глава содержит много интересных исторических наблюдений о значении символа и символики в развитии общества. Вообще же, мне кажется, и Средневековье, и Возрождение красивы по-своему - у каждой эпохи есть собственная, присущая только ей, красота и гармония. Просто идеалы Возрождения ближе к современным, человеку наших дней проще их понять - вот откуда, наверно, берётся впечатление, что Возрождение стало временем прогресса, прорыва по сравнению с "тёмными веками"; это впечатление отразилось, конечно, и в литературе. Поэтому книги, раскрывающие этику и эстетику Средневековья, лично мне очень любопытны. В романе Гюго, посвященном как раз эпохе перемен, картины увядающего Средневековья и начинающегося Возрождения причудливо перемешаны, и разделить их однозначно на "добро - зло" практически невозможно. Вот, например, наиболее значимый деятель эпохи - Людовик XI, зачинатель традиций абсолютной монархии и собиратель французских земель, выведен в романе весьма нелицеприятной личностью. (Это не вымысел автора - скверный характер монарха подчёркивали даже его собственные летописцы). С исторической точки зрения его цели прогрессивны: объединение государства, прекращение раздробленности, но стремится он к ним по побуждениям довольно противоречивым, не только ради блага государства "Это вредно, мне такой беспорядок не нравится", но и из собственной корысти и жажды абсолютной власти, которые сквозят почти во всех его словах и поступках. Действует он при этом жестоко и цинично (жертвой чего стала и Эсмеральда), и несмотря на полезную в истории роль, назвать его благодетелем язык не поворачивается. Фролло же оказался "поделен" между двумя эпохами. Он связан жёсткими обетами священника - это характерно для прошедшей эпохи, когда подавляющее большинство учёных носили священный сан. Но и ум, и чувства его не хотят с этим мириться, они лучше, наверно, прижились бы в эпохе будущей - его философские взгляды кажутся собратьям странными, и сам король удивляется им, а любовь к Эсмеральде окончательно заставила его позабыть о самоотречении и аскетизме, которых он обязан придерживаться. И смерть Фролло - не просто нелепая случайность, а логическое завершение его душевной катастрофы. Возможно, живи он на столетие-другое позже, его судьба сложилась бы не так трагически...
| |
|
|
| |
Сообщение: 5
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 12.07.09 13:05. Заголовок: Мне кажется, он и по..
Мне кажется, он и полюбил даже не столько Эсмеральду, сколько новую жизнь, которую она олицетворяла. Большую часть жизни он ведь был, если так можно выразиться, кристально чистым человеком – настолько непорочным, что люди его за это ненавидели. Кроме того, Фролло читал великое множество книг и, с его умом, не мог не замечать в них противоречий и, как следствие, разочаровался в науках. В итоге он понял, что жизнь не сводится к догме. А тут, за окном – совершенно другая жизнь: "Она (Эсмеральда) танцевала, вертелась, кружилась на небрежно брошенном на землю старом персидском ковре, и каждый раз, как она повертывалась и её сияющее лицо мелькало перед вами, она обжигала вас, как молнией, взглядом своих больших черных глаз. <…> Тоненькая, легкая и подвижная, как оса, в золотистом корсаже, плотно облегающем талию, пестрой, развевающейся юбке…" А когда Фролло велел похитить Эсмеральду, сыграл, наверное, психологический момент: затащить её в Собор и таким образом попытаться как-то совместить два образа жизни.
| |
|
|
| |
Сообщение: 293
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 12.07.09 18:28. Заголовок: А я не могу отделать..
А я не могу отделаться от ощущения, что, уступи Эсмеральда Фролло, впоследствии он возненавидел бы ее за это. Потому что силы веры в нем была слишком велика, чтобы ее могла полностью вытеснить страсть.
| |
|
|
| |
Сообщение: 1030
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 14.07.09 22:00. Заголовок: Grace Kelly Возможно..
Grace Kelly Возможно... Он и до встречи с Эсмеральдой начал сомневаться в своём прежнем укладе жизни. "И если с течением времени в познаниях Клода Фролло разверзались бездны, то такие же бездны вырыли годы в его сердце. По крайней мере этого нельзя было не подумать, всматриваясь в его лицо, на котором душа мерцала, словно сквозь темное облако. Отчего полысел его широкий лоб, отчего голова его всегда была опущена, а грудь вздымалась от непрерывных вздохов? Какая тайная мысль кривила горькой усмешкой его рот, в то время как нахмуренные брови сходились, словно два быка, готовые ринуться в бой? Почему поседели его поредевшие волосы? Что за тайное пламя вспыхивало порой в его взгляде, уподобляя глаза отверстиям, проделанным в стенке горна? Все эти признаки внутреннего смятения достигли особой силы к тому времени, когда стали развертываться описываемые нами события. " И вот когда он встретил Эсмеральду, долго сдерживаемые чувства прорвались-таки наружу; жить только духовными, абстрактными помыслами оказалось для него не по силам. Но он влюблён не безоглядно: строгая, рациональная часть его натуры восстаёт против этой любви, хотя уже и безуспешно: "Да, начиная с этого дня во мне возник человек, которого я в себе не знал. Я пытался прибегнуть ко всем моим обычным средствам: монастырю, алтарю, работе, книгам. Безумие! О, сколь пустозвонив наука, когда ты, в отчаянии, преисполненный страстей, ищешь у нее прибежища!" В его жгучем чувстве смешиваются и любовь, и ненависть: "То был ангел! Но ангел мрака, сотканный из пламени, а не из света. <...> Тогда я понял, что это дьявольская западня, и уже не сомневался, что ты послана адом и послана на мою погибель." Фролло желает новой жизни - на свободе, с любимой женщиной - и в то же время считает эту жизнь греховной. Был ли у него хоть какой-нибудь шанс выбраться из этого противоречия?.. Не знаю. Эглантина Эсмеральду... не уверен, да и так его чувство к ней довольно обоюдоострое, я бы сказал, он и так её отчасти ненавидит. Вот себя бы возненавидел точно за совершённое грехопадение. "Когда творишь зло, твори его до конца. Безумие останавливаться на полпути!"
| |
|
|
| |
Сообщение: 108
Откуда: Россия, Москва
|
|
Отправлено: 17.12.10 22:30. Заголовок: Помню, когда я читал..
Помню, когда я читала, откровенно скучала на описаниях, особенно на главе «Париж с высоты птичьего полета». Я совершенно не могла себе представить величественную картину, описанную Гюго, и тупо пялилась в книгу. Как всегда, меня интересовал сюжет. Но все равно роман производит на меня впечатление.
| |
|
Ответов - 76
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
All
[только новые]
|
|
|