Автор | Сообщение |
|
| |
Сообщение: 736
|
|
Отправлено: 05.06.08 00:15. Заголовок: "Камо грядеши"
Воспользовавшись появлением раздела, незамедлительно открываю отдельную тему для этого романа.:)
| |
|
Ответов - 37
, стр:
1
2
3
4
All
[только новые]
|
|
|
| |
Сообщение: 1
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
|
|
Отправлено: 04.09.08 12:27. Заголовок: Любимый роман Сенкев..
Любимый роман Сенкевича!:) Был прочитан после польской трилогии, причем если трилогию я брала у знакомых и в библиотеках, то Quo Vadis сразу купила в магазине. Как чувствовала, что это будет больше, чем книга - это будет событие! Люблю - за точное воссоздание атмосферы. За ощущение со-переживания героям. За то, что эта книга как никакая другая показывает, что, что бы ни разделяло христиан сегодня, гораздо важнее то, что нас объединяет. Одним словом, Quo Vadis прочно входит в список десяти книг, которые я бы взяла с собой на необитаемый остров :)
| |
|
|
| |
Сообщение: 963
|
|
Отправлено: 04.09.08 15:20. Заголовок: Anna de Montauban пи..
Anna de Montauban пишет: цитата: | Люблю - за точное воссоздание атмосферы. За ощущение со-переживания героям. За то, что эта книга как никакая другая показывает, что, что бы ни разделяло христиан сегодня, гораздо важнее то, что нас объединяет. |
| Да, именно так. После нее понимаешь, что самое главное - это то, что у человека в душе. Его способность искренне любить, сострадать, творить добро. Виниций сначала кажется необузданным варваром, привыкшим подчинять себе других, но потом меняется под влиянием христиан и Лигии - ему необходимо было увидеть пример терпимости и сочувствия , чтобы пробудились положительные стороны его натуры. За что я еще люблю "Камо грядеши" -там нет однобокости. По сути дела, герои делятся не просто на христиан и язычников, а на способных и неспособных жить ради чего-то "вне себя" - любви, веры, красоты, сострадания к ближнему. Лигия, Виниций, Петроний, Эвника, Акта, Главк, Урс живут не ради своих удовольствий и амбиций, поэтому независимо от их веры что-то роднит их. Они способны принести в мир чуточку добра или исправить чуточку зла -каждый в меру своих сил. К этому же путем величайших ошибок приходит Хилон (на мой взгляд, самая "сумрачная" и трагическая фигура всей книги). Человек, исковерканный обществом, привыкший пресмыкаться -и вдруг увидевший пример того, как можно жить и умереть достойно. И по книге, и по фильму, мне всегда в момент его раскаяния становится очень горько:(( Жалко мне его :( Даже Нерон хочет найти какую-то "точку опоры" - для него это искусство и он пытается убедить себя, что живет ради искусства. Но его жажда славы и привычка выслушивать лесть постепенно уничтожают те "божественные искры", которые все-таки, ИМХО, есть в его душе.
| |
|
|
| |
Сообщение: 16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
|
|
Отправлено: 04.09.08 17:33. Заголовок: Рике, да, все так. ..
Рике, да, все так. цитата: | Даже Нерон хочет найти какую-то "точку опоры" - для него это искусство и он пытается убедить себя, что живет ради искусства. Но его жажда славы и привычка выслушивать лесть постепенно уничтожают те "божественные искры", которые все-таки, ИМХО, есть в его душе. |
| А там, по-моему, вообще почти и нет героев, для которых "все кончено". На спасение может надеяться каждый... только кто-то надеется, а кто-то нет.
| |
|
|
| |
Сообщение: 971
|
|
Отправлено: 05.09.08 01:19. Заголовок: Anna de Montauban пи..
Anna de Montauban пишет: цитата: | А там, по-моему, вообще почти и нет героев, для которых "все кончено". На спасение может надеяться каждый... только кто-то надеется, а кто-то нет. |
| Факт. И, так или иначе, все стремяться к этому, только кто-то идет прямой дорожкой, а кто-то плутает, кружит и сбивается с пути. Но у таких есть возможность вернуться -как у Хилона. Всю жизнь человек стремился обрести чувство собственного достоинства, а оказалось, что для этого не нужно ни власти, ни денег, которых он так упорно добивался. Спасения нельзя достичь ценой чужой шкурки. В этом самая большая ошибка Нерона, он с завидным упорством пытается изменить что-то вокруг, но не в себе. ИМХО, он действительно верит, что принес родственников в жертву искусству, как говорит Петронию, и сам страдает от этого. И правда, что в нем живут две натуры, но как раз лучшей из них он упорно не дает проявиться, и она понемногу угасает.
| |
|
|
| |
Сообщение: 21
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
|
|
Отправлено: 05.09.08 14:32. Заголовок: Рике, да, вот еще од..
Рике, да, вот еще одна черта, которая мне понравилась в Quo Vadis. Нерона обычно изображают безумным тираном, а у Сенкевича он - тоже человек. Тоже могущий надеяться на спасение. А вот что он с собой делает...
| |
|
|
| |
Сообщение: 975
|
|
Отправлено: 05.09.08 19:22. Заголовок: Anna de Montauban пи..
Anna de Montauban пишет: цитата: | Нерона обычно изображают безумным тираном, а у Сенкевича он - тоже человек. Тоже могущий надеяться на спасение. А вот что он с собой делает... |
| Да-да, именно. Может, он слабый человек, игрушка своих страстей, но все-таки не бездушная машина. Любит дочь, пытается постичь искусство и действительно рад, что может оказать Виницию услугу. Но вертят Нероном все по очереди, кому не лень, а самому отвечать за свои поступки у него просто не хватает смелости. Чем дальше, тем больше он теряет себя. И не только он в этом виноват, но и те, кто готовы перед ним выслуживаться ценой жизни других людей. ИМХО, тот же Тигеллин страшнее Нерона -императору самому все-таки не пришло в голову переложить свою вину на христиан.
| |
|
|
| |
Сообщение: 709
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 07.09.08 00:08. Заголовок: Очень сильно, по-мое..
Очень сильно, по-моему, показано, что Нерона во многом сделало таким его окружение. В атмосфере вранья и лести он полностью дезориентировался и попросту потерял возможность различать, где добро, а где зло. "Нет, он не был злым. Он сам тогда считал себя добрым и хотел быть добрым. Я это знаю лучше, чем кто-либо. Все пришло потом... когда он перестал любить... Это другие сделали его таким, какой он теперь, да, другие - и Поппея!" (Акта) Пожалуй, это также и свидетельство разлагающего влияния власти. Чтобы не испортиться в таких условиях, надо обладать алмазной твёрдости характером, а вся беда Нерона как раз в том, что он на редкость слабоволен. Дело даже не столько в личных качествах его и его приближённых - дело в антигуманном, деспотичном устройстве самого общества, которое наделяет людей такими чертами, провоцирует на ложь и злобу. Чтобы избегнуть этого, не посягая на сами его основы, остаётся только или стать затворником, как Сенека или Плавтии, или эксцентриком, как Петроний.
| |
|
|
| |
Сообщение: 759
Откуда: Россия, Орёл
|
|
Отправлено: 04.10.08 23:14. Заголовок: Снова о Нероне: Заба..
Снова о Нероне: Забавный момент - я почему-то всегда считал, что Нерон уже в годах, а то и вообще пожилой, и на картинах его обычно изображают скорее таким. А в конце книги сказано (обнаружил при очередном перечитывании, проверил - факт!) что погиб он в 31 год, а во время основных событий книги и вообще был почти что моим ровесником. Так что в его безумствах мне теперь видится, скорее, какой-то затянувшийся инфантилизм, его чуть ли не с детства прочили в императоры, вот он и вырос в полном сознании безответственности и своего величия. Вообще, лучше всего про Нерона говорит глава XLI, там он попадает "под прожектор", оказывается в центре внимания, и тут открывает себе с довольно неожиданной стороны. Вот он ведёт с Петронием задушевный разговор об искусстве. "- ... Да, да, дорогой мой, меня считают чудовищем, и я об этом знаю. Мне внушают, что я жесток, да так усердно нушают, что я и сам порой задаю себе вопрос: не изверг ли я? Но они не понимают того, что человек иногда может совершать жестокие поступки и при этом не быть жестоким. Ах, никто не поверит, да и ты, дорогой мой, не поверишь, что в те минуты, когда музыка баюкает мою душу, я чувствую себя таким добрым, как дитя в колыбели. Клянусь тебе этими звёздами, что сияют над нами, я говорю чистую правду: люди не подозревают, как много доброго заключено в этом сердце и какие я сам вижу в нём сокровища, когда музыка открывает мне доступ к ним." Всё это так необычно для Нерона - и облагораживающее влияние искусства, и доля самокритики - что автор тут же добавляет, чтобы развеять возможные сомнения: "Петроний ни на миг не сомневался, что Нерон в эту минуту говорит искренне и что музыка действительно способна пробуждать в его душе какие-то более благородные наклонности и извлекать их на свет из-под глыб эгоизма, раврата и злодейств." То есть, Нерон - не абсолютный злодей, не машина, умеющая лишь разрушать; доброе и прекрасное привлекает и его, как и всех людей. Может быть, он и хотел бы пойти этой дорогой, но не видит пути: чувство добра и справедливости, способность различать хорошее и дурное совершенно не воспитаны в нём. Во время этого же самого разговора он с одинаковой лёгкостью и устраивает судьбу Виниция: "О, как приятно дарить людям счастье! Я хотел бы всю жизнь не делать ничего другого", и из простой зависти едва не казнит придворных музыкантов, которых спасает только хитрое заступничество Петрония. Есть в этом какая-то наивность маленького ребёнка, до поры не ведющего о добре и зле, который может, например, спасти упавшую с ветки гусеницу, а может и раздавить - как на душу ляжет. Но в поведении взрослого человека, тем более, облечённого такой огромной властью, такое выглядит не только странно, но наверно, даже страшно. Причин тому много - это и семейные трагедии, наверняка повлиявшие на будущего императора в детстве, и хитрость царедворцев - таким правителем удобно манипулировать, его всегда можно склонить к нужному решению, и одна из главнейших - склонность абстрагироваться от жизни ради искусства. "- ... Знаешь ли ты, что именно потому я осудил на смерть мать и жену? У врат неведомого мира я хотел принести величайшую жертву, на которую способен человек. Мне думалось, потом что-то случится, отворятся какие-то двери, за которыми я увижу нечто мне неизвестное. Пусть бы оно было чудесней или ужасней всего, что может вообразить человек, только бы необычайным и великим..." Как тут не вспомнить многих представителей богемы и тех, и нынешних времён, для которых эстетика совершенно заменила этику, которые ради новых чувств и ощущений ударялись в разгул, бросались в авантюры, принимали наркотики... Время написания книги как раз приходится на один из периодов расцвета таких взглядов, наверняка, перед глазами автора была масса живых примеров... Вершиной же этого служит пожар Рима - беда и трагедия многих тысяч людей служат для Нерона лишь декорацией для его новой драмы. Во всем этом, мне кажется, читается одна важная мысль - о необходимости тесной связи искусства с жизнью. Искусство может быть "чистым", аллегоричным, но не должно быть бессмысленным. Утратив связь с этикой и правдой жизни, оно превращается в пустышку, "вещь в себе", которая, может быть, и потешит тщеславие автора, но не будет понято и разделено другими людьми, а в самых плохих случаях - ещё и принесёт им огромные несчастья в ходе своей реализации.
| |
|
|
| |
Сообщение: 157
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
|
|
Отправлено: 06.10.08 11:28. Заголовок: Serg пишет: Во всем..
Serg пишет: цитата: | Во всем этом, мне кажется, читается одна важная мысль - о необходимости тесной связи искусства с жизнью. Искусство может быть "чистым", аллегоричным, но не должно быть бессмысленным. Утратив связь с этикой и правдой жизни, оно превращается в пустышку, "вещь в себе", которая, может быть, и потешит тщеславие автора, но не будет понято и разделено другими людьми, а в самых плохих случаях - ещё и принесёт им огромные несчастья в ходе своей реализации. |
| Да :) Дополню: жизнью не только физической, так сказать, но и духовной. Вообще безумно люблю в Quo Vadis то, что там хорошо показано, как вера преображает жизнь, наполняет ее светом.
| |
|
|
| |
Сообщение: 1078
|
|
Отправлено: 07.10.08 10:09. Заголовок: Serg пишет: Как тут..
Serg пишет: цитата: | Как тут не вспомнить многих представителей богемы и тех, и нынешних времён, для которых эстетика совершенно заменила этику, которые ради новых чувств и ощущений ударялись в разгул, бросались в авантюры, принимали наркотики... |
| Хы, точно! Отличие только в том, что Нерон облечен громадной властью и способен использовать ее для достижения острых ощущений. Был бы он обычным бродячим актером - и ему, и другим было бы намного легче жить. Собственно, нельзя сказать, что Нерон совсем ужасный бездарь. Даже строгий ценитель Петроний признается Виницию, что в стихах Нерона что-то есть. Ошибка Нерона в том, что он ищет вдохновение "вне" себя, а не "внутри". Человек может хоть трое суток лупиться на горящий город, но если он не прочувствовал и не понял сути происходящего, не поставил себя на место людей, у которых погибли в огне близкие, то все равно ничего глубокого он не напишет. И наоборот, представить себе ужасы пожара можно даже если в жизни его не видел. Нерон не любит Рим и презирает простой народ -неудивительно, что у него эта трагедия "до сердца" не дошла. Зато речь Гекубы ему удалась, потому что он "сам рожает каждый стих в муках". Anna de Montauban пишет: цитата: | Дополню: жизнью не только физической, так сказать, но и духовной. |
| И даже в первую очередь духовной, ИМХО. Поэзия "чистого искусства", в общем-то, к этой стороне и обращена. Anna de Montauban пишет: цитата: | Вообще безумно люблю в Quo Vadis то, что там хорошо показано, как вера преображает жизнь, наполняет ее светом. |
| Ага:) Там "вера- любовь- сострадание" едины. Виниций начинает по-настоящему любить Лигию и задумывается, а кто сделал ее такой. Задумавшись, проникается идеями христианства. И сначала ради Лигии, а потом и ради веры начинает обращать внимание на невзгоды других людей. Очень мне нравится его письмо, где он рассказывает, как изменил свое обращение с рабами и был поражен их благодарностью. А для Петрония, пожалуй, такой треугольник -это "красота-любовь-справедливость":) Все жестокое некрасиво, неэстетично, поэтому Петроний не одобряет напрасной жестокости. Красивое же, напротив, связано с добром, любовью и радостью.
| |
|
Ответов - 37
, стр:
1
2
3
4
All
[только новые]
|
|
|