Правила форума
Уважаемые участники и гости "Эспады"!
Старожилы форума переехали на форум классической литературы "Гостиная Рамбуйе". http://booksfavor.myqip.ru/
Будем рады увидеться с вами там!


АвторСообщение
Чёртик из коробочки
Предпочитаю обращение на \'ты\'




Сообщение: 736
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.08 00:15. Заголовок: "Камо грядеши"


Воспользовавшись появлением раздела, незамедлительно открываю отдельную тему для этого романа.:)

"Ничто не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 37 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


La Dame de Montauban
Имя на щите: Рено де Монтобан




Сообщение: 1
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.08 12:27. Заголовок: Любимый роман Сенкев..


Любимый роман Сенкевича!:)

Был прочитан после польской трилогии, причем если трилогию я брала у знакомых и в библиотеках, то Quo Vadis сразу купила в магазине. Как чувствовала, что это будет больше, чем книга - это будет событие!

Люблю - за точное воссоздание атмосферы. За ощущение со-переживания героям. За то, что эта книга как никакая другая показывает, что, что бы ни разделяло христиан сегодня, гораздо важнее то, что нас объединяет. Одним словом, Quo Vadis прочно входит в список десяти книг, которые я бы взяла с собой на необитаемый остров :)

В саду камней распускаются розы... (с) БГ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Чёртик из коробочки
Предпочитаю обращение на \'ты\'




Сообщение: 963
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.08 15:20. Заголовок: Anna de Montauban пи..


Anna de Montauban пишет:

 цитата:
Люблю - за точное воссоздание атмосферы. За ощущение со-переживания героям. За то, что эта книга как никакая другая показывает, что, что бы ни разделяло христиан сегодня, гораздо важнее то, что нас объединяет.


Да, именно так.
После нее понимаешь, что самое главное - это то, что у человека в душе. Его способность искренне любить, сострадать, творить добро. Виниций сначала кажется необузданным варваром, привыкшим подчинять себе других, но потом меняется под влиянием христиан и Лигии - ему необходимо было увидеть пример терпимости и сочувствия , чтобы пробудились положительные стороны его натуры.
За что я еще люблю "Камо грядеши" -там нет однобокости. По сути дела, герои делятся не просто на христиан и язычников, а на способных и неспособных жить ради чего-то "вне себя" - любви, веры, красоты, сострадания к ближнему. Лигия, Виниций, Петроний, Эвника, Акта, Главк, Урс живут не ради своих удовольствий и амбиций, поэтому независимо от их веры что-то роднит их. Они способны принести в мир чуточку добра или исправить чуточку зла -каждый в меру своих сил.
К этому же путем величайших ошибок приходит Хилон (на мой взгляд, самая "сумрачная" и трагическая фигура всей книги). Человек, исковерканный обществом, привыкший пресмыкаться -и вдруг увидевший пример того, как можно жить и умереть достойно. И по книге, и по фильму, мне всегда в момент его раскаяния становится очень горько:(( Жалко мне его :(

Даже Нерон хочет найти какую-то "точку опоры" - для него это искусство и он пытается убедить себя, что живет ради искусства. Но его жажда славы и привычка выслушивать лесть постепенно уничтожают те "божественные искры", которые все-таки, ИМХО, есть в его душе.


"Ничто не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии" Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
La Dame de Montauban
Имя на щите: Рено де Монтобан




Сообщение: 16
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.08 17:33. Заголовок: Рике, да, все так. ..


Рике, да, все так.


 цитата:

Даже Нерон хочет найти какую-то "точку опоры" - для него это искусство и он пытается убедить себя, что живет ради искусства. Но его жажда славы и привычка выслушивать лесть постепенно уничтожают те "божественные искры", которые все-таки, ИМХО, есть в его душе.


А там, по-моему, вообще почти и нет героев, для которых "все кончено". На спасение может надеяться каждый... только кто-то надеется, а кто-то нет.

В саду камней распускаются розы... (с) БГ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Чёртик из коробочки
Предпочитаю обращение на \'ты\'




Сообщение: 971
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.08 01:19. Заголовок: Anna de Montauban пи..


Anna de Montauban пишет:

 цитата:

А там, по-моему, вообще почти и нет героев, для которых "все кончено". На спасение может надеяться каждый... только кто-то надеется, а кто-то нет.


Факт.
И, так или иначе, все стремяться к этому, только кто-то идет прямой дорожкой, а кто-то плутает, кружит и сбивается с пути. Но у таких есть возможность вернуться -как у Хилона. Всю жизнь человек стремился обрести чувство собственного достоинства, а оказалось, что для этого не нужно ни власти, ни денег, которых он так упорно добивался.
Спасения нельзя достичь ценой чужой шкурки. В этом самая большая ошибка Нерона, он с завидным упорством пытается изменить что-то вокруг, но не в себе. ИМХО, он действительно верит, что принес родственников в жертву искусству, как говорит Петронию, и сам страдает от этого. И правда, что в нем живут две натуры, но как раз лучшей из них он упорно не дает проявиться, и она понемногу угасает.






"Ничто не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
La Dame de Montauban
Имя на щите: Рено де Монтобан




Сообщение: 21
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.08 14:32. Заголовок: Рике, да, вот еще од..


Рике, да, вот еще одна черта, которая мне понравилась в Quo Vadis. Нерона обычно изображают безумным тираном, а у Сенкевича он - тоже человек. Тоже могущий надеяться на спасение. А вот что он с собой делает...

В саду камней распускаются розы... (с) БГ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Чёртик из коробочки
Предпочитаю обращение на \'ты\'




Сообщение: 975
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.08 19:22. Заголовок: Anna de Montauban пи..


Anna de Montauban пишет:

 цитата:
Нерона обычно изображают безумным тираном, а у Сенкевича он - тоже человек. Тоже могущий надеяться на спасение. А вот что он с собой делает...


Да-да, именно.
Может, он слабый человек, игрушка своих страстей, но все-таки не бездушная машина. Любит дочь, пытается постичь искусство и действительно рад, что может оказать Виницию услугу. Но вертят Нероном все по очереди, кому не лень, а самому отвечать за свои поступки у него просто не хватает смелости. Чем дальше, тем больше он теряет себя. И не только он в этом виноват, но и те, кто готовы перед ним выслуживаться ценой жизни других людей. ИМХО, тот же Тигеллин страшнее Нерона -императору самому все-таки не пришло в голову переложить свою вину на христиан.


"Ничто не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Наместник Её Величества
Администратор Предпочитаю обращение на `ты`




Сообщение: 709
Откуда: Россия, Орёл
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.09.08 00:08. Заголовок: Очень сильно, по-мое..


Очень сильно, по-моему, показано, что Нерона во многом сделало таким его окружение. В атмосфере вранья и лести он полностью дезориентировался и попросту потерял возможность различать, где добро, а где зло.
"Нет, он не был злым. Он сам тогда считал себя добрым и хотел быть добрым. Я это знаю лучше, чем кто-либо. Все пришло потом... когда он перестал любить... Это другие сделали его таким, какой он теперь, да, другие - и Поппея!" (Акта)
Пожалуй, это также и свидетельство разлагающего влияния власти. Чтобы не испортиться в таких условиях, надо обладать алмазной твёрдости характером, а вся беда Нерона как раз в том, что он на редкость слабоволен. Дело даже не столько в личных качествах его и его приближённых - дело в антигуманном, деспотичном устройстве самого общества, которое наделяет людей такими чертами, провоцирует на ложь и злобу. Чтобы избегнуть этого, не посягая на сами его основы, остаётся только или стать затворником, как Сенека или Плавтии, или эксцентриком, как Петроний.

Жестокий век, ворота отвори,
Позволь пройтись по узким переулкам
И ослепи сиянием зари,
И затеряй в многоголосье гулком.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Наместник Её Величества
Администратор Предпочитаю обращение на `ты`




Сообщение: 759
Откуда: Россия, Орёл
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.08 23:14. Заголовок: Снова о Нероне: Заба..


Снова о Нероне:
Забавный момент - я почему-то всегда считал, что Нерон уже в годах, а то и вообще пожилой, и на картинах его обычно изображают скорее таким. А в конце книги сказано (обнаружил при очередном перечитывании, проверил - факт!) что погиб он в 31 год, а во время основных событий книги и вообще был почти что моим ровесником. Так что в его безумствах мне теперь видится, скорее, какой-то затянувшийся инфантилизм, его чуть ли не с детства прочили в императоры, вот он и вырос в полном сознании безответственности и своего величия.
Вообще, лучше всего про Нерона говорит глава XLI, там он попадает "под прожектор", оказывается в центре внимания, и тут открывает себе с довольно неожиданной стороны. Вот он ведёт с Петронием задушевный разговор об искусстве.
"- ... Да, да, дорогой мой, меня считают чудовищем, и я об этом знаю. Мне внушают, что я жесток, да так усердно нушают, что я и сам порой задаю себе вопрос: не изверг ли я? Но они не понимают того, что человек иногда может совершать жестокие поступки и при этом не быть жестоким. Ах, никто не поверит, да и ты, дорогой мой, не поверишь, что в те минуты, когда музыка баюкает мою душу, я чувствую себя таким добрым, как дитя в колыбели. Клянусь тебе этими звёздами, что сияют над нами, я говорю чистую правду: люди не подозревают, как много доброго заключено в этом сердце и какие я сам вижу в нём сокровища, когда музыка открывает мне доступ к ним."
Всё это так необычно для Нерона - и облагораживающее влияние искусства, и доля самокритики - что автор тут же добавляет, чтобы развеять возможные сомнения:
"Петроний ни на миг не сомневался, что Нерон в эту минуту говорит искренне и что музыка действительно способна пробуждать в его душе какие-то более благородные наклонности и извлекать их на свет из-под глыб эгоизма, раврата и злодейств."
То есть, Нерон - не абсолютный злодей, не машина, умеющая лишь разрушать; доброе и прекрасное привлекает и его, как и всех людей. Может быть, он и хотел бы пойти этой дорогой, но не видит пути: чувство добра и справедливости, способность различать хорошее и дурное совершенно не воспитаны в нём. Во время этого же самого разговора он с одинаковой лёгкостью и устраивает судьбу Виниция: "О, как приятно дарить людям счастье! Я хотел бы всю жизнь не делать ничего другого", и из простой зависти едва не казнит придворных музыкантов, которых спасает только хитрое заступничество Петрония. Есть в этом какая-то наивность маленького ребёнка, до поры не ведющего о добре и зле, который может, например, спасти упавшую с ветки гусеницу, а может и раздавить - как на душу ляжет. Но в поведении взрослого человека, тем более, облечённого такой огромной властью, такое выглядит не только странно, но наверно, даже страшно.
Причин тому много - это и семейные трагедии, наверняка повлиявшие на будущего императора в детстве, и хитрость царедворцев - таким правителем удобно манипулировать, его всегда можно склонить к нужному решению, и одна из главнейших - склонность абстрагироваться от жизни ради искусства.
"- ... Знаешь ли ты, что именно потому я осудил на смерть мать и жену? У врат неведомого мира я хотел принести величайшую жертву, на которую способен человек. Мне думалось, потом что-то случится, отворятся какие-то двери, за которыми я увижу нечто мне неизвестное. Пусть бы оно было чудесней или ужасней всего, что может вообразить человек, только бы необычайным и великим..."
Как тут не вспомнить многих представителей богемы и тех, и нынешних времён, для которых эстетика совершенно заменила этику, которые ради новых чувств и ощущений ударялись в разгул, бросались в авантюры, принимали наркотики... Время написания книги как раз приходится на один из периодов расцвета таких взглядов, наверняка, перед глазами автора была масса живых примеров...
Вершиной же этого служит пожар Рима - беда и трагедия многих тысяч людей служат для Нерона лишь декорацией для его новой драмы.
Во всем этом, мне кажется, читается одна важная мысль - о необходимости тесной связи искусства с жизнью. Искусство может быть "чистым", аллегоричным, но не должно быть бессмысленным. Утратив связь с этикой и правдой жизни, оно превращается в пустышку, "вещь в себе", которая, может быть, и потешит тщеславие автора, но не будет понято и разделено другими людьми, а в самых плохих случаях - ещё и принесёт им огромные несчастья в ходе своей реализации.

Жестокий век, ворота отвори,
Позволь пройтись по узким переулкам
И ослепи сиянием зари,
И затеряй в многоголосье гулком.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
La Dame de Montauban
Имя на щите: Рено де Монтобан




Сообщение: 157
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.08 11:28. Заголовок: Serg пишет: Во всем..


Serg пишет:

 цитата:
Во всем этом, мне кажется, читается одна важная мысль - о необходимости тесной связи искусства с жизнью. Искусство может быть "чистым", аллегоричным, но не должно быть бессмысленным. Утратив связь с этикой и правдой жизни, оно превращается в пустышку, "вещь в себе", которая, может быть, и потешит тщеславие автора, но не будет понято и разделено другими людьми, а в самых плохих случаях - ещё и принесёт им огромные несчастья в ходе своей реализации.


Да :)

Дополню: жизнью не только физической, так сказать, но и духовной.
Вообще безумно люблю в Quo Vadis то, что там хорошо показано, как вера преображает жизнь, наполняет ее светом.

В саду камней распускаются розы... (с) БГ Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Чёртик из коробочки
Предпочитаю обращение на \'ты\'




Сообщение: 1078
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.08 10:09. Заголовок: Serg пишет: Как тут..


Serg пишет:

 цитата:
Как тут не вспомнить многих представителей богемы и тех, и нынешних времён, для которых эстетика совершенно заменила этику, которые ради новых чувств и ощущений ударялись в разгул, бросались в авантюры, принимали наркотики...


Хы, точно!
Отличие только в том, что Нерон облечен громадной властью и способен использовать ее для достижения острых ощущений. Был бы он обычным бродячим актером - и ему, и другим было бы намного легче жить.
Собственно, нельзя сказать, что Нерон совсем ужасный бездарь. Даже строгий ценитель Петроний признается Виницию, что в стихах Нерона что-то есть.
Ошибка Нерона в том, что он ищет вдохновение "вне" себя, а не "внутри". Человек может хоть трое суток лупиться на горящий город, но если он не прочувствовал и не понял сути происходящего, не поставил себя на место людей, у которых погибли в огне близкие, то все равно ничего глубокого он не напишет. И наоборот, представить себе ужасы пожара можно даже если в жизни его не видел. Нерон не любит Рим и презирает простой народ -неудивительно, что у него эта трагедия "до сердца" не дошла. Зато речь Гекубы ему удалась, потому что он "сам рожает каждый стих в муках".
Anna de Montauban пишет:

 цитата:
Дополню: жизнью не только физической, так сказать, но и духовной.


И даже в первую очередь духовной, ИМХО. Поэзия "чистого искусства", в общем-то, к этой стороне и обращена.
Anna de Montauban пишет:

 цитата:
Вообще безумно люблю в Quo Vadis то, что там хорошо показано, как вера преображает жизнь, наполняет ее светом.


Ага:) Там "вера- любовь- сострадание" едины. Виниций начинает по-настоящему любить Лигию и задумывается, а кто сделал ее такой. Задумавшись, проникается идеями христианства. И сначала ради Лигии, а потом и ради веры начинает обращать внимание на невзгоды других людей. Очень мне нравится его письмо, где он рассказывает, как изменил свое обращение с рабами и был поражен их благодарностью.
А для Петрония, пожалуй, такой треугольник -это "красота-любовь-справедливость":) Все жестокое некрасиво, неэстетично, поэтому Петроний не одобряет напрасной жестокости. Красивое же, напротив, связано с добром, любовью и радостью.

"Ничто не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 37 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 98 месте в рейтинге
Текстовая версия

Графика (с) http://danalibmv.narod.ru