Правила форума
Уважаемые участники и гости "Эспады"!
Старожилы форума переехали на форум классической литературы "Гостиная Рамбуйе". http://booksfavor.myqip.ru/
Будем рады увидеться с вами там!


АвторСообщение
Наместник Её Величества
Администратор Предпочитаю обращение на `ты`




Сообщение: 689
Откуда: Россия, Орёл
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.08 15:21. Заголовок: Padre Лоренцо Монтанелли


Предлагаю перенести сюда обсуждение этого персонажа.
Начало - в теме Этель Лилиан Войнич

Жестокий век, ворота отвори,
Позволь пройтись по узким переулкам
И ослепи сиянием зари,
И затеряй в многоголосье гулком.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 34 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


Наместник Её Величества
Администратор Предпочитаю обращение на `ты`




Сообщение: 690
Откуда: Россия, Орёл
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.08 20:23. Заголовок: Рике пишет: ИМХО, н..


Рике пишет:

 цитата:
ИМХО, не из тех слабостей, которые определяют характер человека как труса. Иными словами, множество людей тоже не смогли бы признаться на его месте, и сие не есть какая-то аномальная трусость.


Ну, я не такое сильное высказывание имел в виду. Проявлений слабости у Монтаннелли (выше я перечислял, что считаю таковыми) не так-то и много; явно недостаточно для диагноза "хроническая трусость".
katalina пишет:

 цитата:
А на что бОльшее он, по-Вашему, должен был решиться? Что именно он должен был делать и как себя вести? Мне это на самом деле очень интересно.


Трудно давать рекомендации задним числом, но кое-какие предположения постараюсь сделать.
Итак, разговоры Монтанелли с Риваресом (пока ещё не Артуром):
Политика Овода здесь - не выдавать своей тайны, которая из него так и рвётся наружу (и в конце концов сама собой вырвалась). Отсюда - замкнутость, демонстративно оскорбительное поведение, постоянный увод темы от обсуждения своей личности. Тем не менее, эта "защитная оболочка" довольно хрупкая: "Овод, в свою очередь, вернулся в крепость в состоянии, близком к истерике. Встреча с Монтанелли почти исчерпала запас его сил. Сказанная напоследок жестокая дерзость о бродячем цирке вырвалась у него в минуту полного отчаяния: необходимо было как-то оборвать этот разговор, который мог кончиться слезами, продлись он ещё пять минут."
Наибольшим достижением для Монтанелли было бы, ИМХО, именно такое продолжение разговора - как-либо открывшись друг другу и обменявшись мыслями, они могли бы понять чувства друг друга и такого противостояния, как в финале, не получилось бы; в нём бы просто отпала необходимость у обоих. Пока же длится эта противоестественная "игра в жмурки", только тянется время и обостряются противоречия: священник всё больше убеждается, что Овод - ослеплённый яростью убийца, а сам Овод, что его отец - бездушный фанатик. На самом деле оба они не столь нетерпимы, как хотят казаться в этой части разговора.
Почему именно так получилось? Вопрос о том, почему Овод держал в себе свою тайну до последнего, мне кажется интересным и не таким уж тривиальным, и наверно, заслуживает обсуждения в отдельной теме. Сейчас я хочу сказать о Монтанелли, тем более, что именно об этом вы и спрашивали :)
Священник приходит к Оводу, скорее, не как священник, а как судья. Его главная цель - "посмотреть, что вы за человек, прежде чем принимать какое-нибудь решение", больше всего он озабочен тем, чтобы верно оценить ситуацию и принять решение по справедливости. Он не пытается как-либо понять противника, проникнуть в его душу, понять причины его ожесточённости; характер Овода для него, скорее, "чёрный ящик" - нужно понять, что на входе, и что на выходе; неважно, что творится внутри. Для судьи это допустимый подход (хотя и не самый эффективный), но не для священника... Интересно что, эта часть диалогов - преимущественно вопросы Монтанелли и ответы Овода, вопросы исключительно деловые именно с позиции судьи: "Зачем оно [оружие] вам понадобилось?", "Неужели вы считаете крысами тех людей, которые не разделяют ваших убеждений?", "Предположим, что вам удастся бежать. Что вы станете делать снова?" и т.п. Фактически, это допрос, получение нужной для принятия решения информации, только в мягкой и сочувственной форме. Один лишь вопрос более-менее личного характера был задан: "Судя по тем памфлетам, вы питаете ко мне личную неприязнь и я хотел бы узнать, чем вызвано такое отношение?", но Овод от ответа уклонился ИМХО, очевидно надуманно (очень странно выглядит здесь отсылка к Шекспиру), и священник не стал настаивать.
Монтанелли постоянно ставит вопросы "что?" и никогда не спрашивает "зачем?". А ведь это было бы проявлением и долга священнослужителя, и политической надобности (необходимо знать того, с кем борешься), и просто человеческой доброты и понимания (как он дошёл до жизни-то такой?). Видно ведь, что слова Овода расходятся, мягко говоря, с делами, что он что-то таит внутри себя. Если не всё это - так хотя бы просто из любопытства: почему Овод предпочёл быть пойманным, но не стрелять в злейшего врага? почему так сочувствуют ему окружающие? как он узнал тайну Монтанелли, наконец?
Можно было говорить о самом Оводе, о его прошлом: почему он вообще пришёл к таким убеждениям? почему так зол на священников? что он думает о Боге? кто воспитывал его в детстве? и т.п. Тот, конечно, не ответил бы на такие вопросы, но скорее всего, сорвался бы и выдал себя раньше (если он в ответ и на формальные-то вопросы едва сдерживал себя), после чего можно было уже начинать настоящий разговор по душам.
Можно было говорить об окружающих вещах: политике, правителях, революционерах или об абстрактных: справедливости, чести, религиозном и социальном долге... Овода с большой долей вероятности "понесло" бы и закончилось бы это опять-таки срыванием масок, что нужно было сделать как можно скорее.
Не то чтобы Монтанелли не мог или не хотел этого сделать, скорее, просто не видел надобности. На него давил тяжкий груз ответственности за жизнь человека, и эта тяжесть затмила для него саму личность этого человека. Что и повело далее к такому фатальному исходу...
Оффтоп: Вчера я сел перечитывать "Отверженных" Гюго и в первой же главе наткнулся на сцену спора епископа Мириэля со старым революционером. Вот подобный разговор Монтанелли с Риваресом (пусть даже пока ещё не Артуром) видится мне идеальным или близким к тому. Оппоненты там, конечно, не переубедили друг друга, но всё-таки друг друга поняли - чего, наверное, хватило бы Оводу с отцом, чтобы не допустить трагедии.
Но дело сделано - Овод сам проговорился, они друг друг узнали, нашли, и принимаются друг друга убеждать, как только способны. Точка зрения Овода весьма прямолинейна: бог - "идол", его служители - "мёртвое скопище", религия - просто легенда.
Тем не менее, я с вами не соглашусь вот в чём:
katalina пишет:

 цитата:
(именно от бога Овод отказа требует, не от церкви!)


Овод говорит буквально вот что:
"Я ничего не требую. Кто же станет насильно требовать любви? Вы свободны выбирать из нас двоих того, кто вам дороже. Если вы любите его больше, будьте с ним."
Овод всё-таки взрослый человек, он знает, что "разлюбить" усилием воли невозможно, знает, что отец любит и его и Бога, и всё равно будет любить обоих, что бы не случилось. Он не велит Монтанелли забыть Бога или тем более преисполниться к нему ненавистью; да, он убеждает это делать: "Что сделал для вас Иисус? Что он выстрадал ради вас? За что вы его любите больше, чем меня?", но не это является целью его ультиматума. "Выбирайте, он или я" - это значит, на чью сторону станет Монтанелли в конфликте сына с церковью, откажется ли от Артура или от сана священника. За кого сражаться - один вопрос, кого любить - другой, в котором любые требования бессмысленны. Ведь Монтанелли, каков бы ни был итог, будет любить Бога и будучи расстригой, будет любить Артура и мёртвым. Овод вообще говорит довольно путано (в таком он состоянии), но не видеть этого не может, и требует вполне материальной вещи - не "разлюбите", а "выбирайте", только это слово у него всегда и звучит.
В принципе, со стороны Монтанелли можно было попытаться и снять этот ультиматум, показав сыну, что тот заблуждается относительно чувств отца, но кажется, способы сделать это оставались только весьма резкие: вроде предложенного Рике вопроса "Так Бога или идола?" или, например, "А ты, для того, чтобы быть со мною, отказался бы от своей революции?" - в общем, чтобы Овод понял, что Бог для его отца - это примерно то же, что для него самого революция. И даже если бы это не удалось и спор продолжался долго и безрезультатно, может быть, душевная усталость просто вынудила бы их к последнему из оставашихся разумных решений: мол, сейчас главное бежать, между собой позже разберёмся. Но случилось иначе: Овод вспылил, Монтанелли отчаялся, и вот: "Нам больше не о чем говорить." :((( В том, что этот разговор прервался так глупо, конечно, виноваты оба... но Монтанелли, ИМХО, куда больше: на нём лежала обязанность проявлять терпение со всех точек зрения.
katalina пишет:

 цитата:
Точнее, что для него этот отказ означал? И поняла, что это для него отказ от себя, от своей сущности. Т.е. смерть.


А разве принятое им решение не стоило ему рассудка и жизни? Сама его сущность противоречива, он должен был выбрать рано или поздно, от какой части её ему отказаться. Легче всего это было бы как раз в прошлом, когда Артур был ещё молод, а чем дальше, тем труднее, и ближе к финалу - нечеловечески трудно. Противоречия всё нарастают - допустим, Оводу удалось бы бежать с его помощью или самому - как они будут жить дальше? Жизненный путь падре - это замешательство автомобилиста, который долго решает, куда свернуть, вправо или влево, и в результате врезается в столб посередине.
katalina пишет:

 цитата:
Тут я не согласна совершенно. Не Монтанелли виноват в том, что существуют военные трибуналы/нищета/бесправие и т.д. Он с этим борется всеми силами, поэтому обвинять его в жертвах по-моему, странно. К тому же он и в большую политику не лезет, сидит в "своем захолустье в Апеннинах", людям помогает. Ни о какой политике речь не идет. Единственное, что во Флоренцию съездил проповеди прочитал, но и то, я сильно сомневаюсь, что его слова сильно могли изменить политическую ситуацию и мнение народа)).


Вот что мы, собственно, знаем о Флоренции:
"Возложенная на него миссия тоже подсказана отцами иезуитами. Он один из самых блестящих проповедников католической церкви и приносит не меньше вреда, чем Ламбрускини. Его задача - поддерживать как можно дольше всеобщие восторги по поводу нового папы и занять таким образом внимание общества, пока великий герцог не подпишет подготовляемый агентами иезуитов декрет" (информатор Овода)
"Его приезд вызвал в городе заметное волнение. Он был знаменитый проповедник и представитель нового течения в католических кругах. Все ждали, что Монтанелли скажет слова любви и мира, которые уврачуют все скорби Италии." (автор)
У меня всё же сложилось впечатление, что миссия крупная и важная. И не сказать, чтобы гуманная - осуществлять пропагандистское прикрытие, пока власти что-то там втайне подписывают (хотя даже Овод признал, что Монтанелли, скорее всего, не был об этом осведомлён. Но всё же кардинал не мог не видеть, какой именно режим он защищает).
Людям он, несомненно, помогает, но их же и дезинформирует, причём в жизненно важных вещах. Чего он сотворил при этом больше - добра или зла, взвесить, наверное, в принципе невозможно, так как это вещи несравнимые, но однозначным благодетелем я его считать не могу.
Борется со злом он далеко не всеми силами: протесты - неадекватное средство против засилия лжи и шпионажа, против тайных судов и австрийских войск в итальянских городах, очевидно, что никому он так не поможет. Многие священники, считая, что сама церковь далеко не идеал христианства, решительно шли с ней на конфликт и даже порывали с ней, не отказываясь от Бога, а во имя его. Видимо, намекая на это, Овод язвительно сравнил Монтанелли с Савонаролой...
Я не упрекаю в этом кардинала, это не его призвание, он по натуре целитель, а не боец. Но я совершенно не могу понять его преданность церкви, которая лжёт, тиранит народ, вертит им самим, как игрушкой; которая предала и погубила его сына, наконец! Как можно не видеть, что его Бог и Бог, например, отца Карди - это совсем разные боги, и не задаться вопросом, кому же он всё-таки служит.
И это, по-моему, ещё одно проявление его душевной раздвоенности, когда сделать решительный выбор надо было много, много раньше. И здесь он берёт на себя слишком много - и бедным крестьянам помочь, и их угнетателям одновременно, и свою душу при этом спасти...

Жестокий век, ворота отвори,
Позволь пройтись по узким переулкам
И ослепи сиянием зари,
И затеряй в многоголосье гулком.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Чёртик из коробочки
Предпочитаю обращение на \'ты\'




Сообщение: 940
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.08 23:56. Заголовок: Serg пишет: Ну, я н..


Serg пишет:

 цитата:
Ну, я не такое сильное высказывание имел в виду. Проявлений слабости у Монтаннелли (выше я перечислял, что считаю таковыми) не так-то и много; явно недостаточно для диагноза "хроническая трусость".


Да тоже, собственно -это так, к слову пришлось;) Что нет человека, который был бы всегда и во всех своих поступках железно уверен.

До "грехов молодости" Монтанелли вчера уже не добралась - вернусь сегодня к постингам из "общей темы".:)
Señorita Flor пишет:

 цитата:
И вот мое лмчное глубокое ИМХО, ему лично такой исход дела был ой, как на руку. Ведь Бертон старший мог и не посмотреть на "честь фамилии" или что там им двигало. И устроить скандал, опозорив на весь свет и неверную жену и ее любовника.


Ну...факт:) На руку:)
В принципе, отсутствие скандала всем было на руку в тот момент (зато во что потом вылилось... ). Монтанелли не теряет своей репутации. Глэдис может спокойно родить ребенка, не мотаясь по бракоразводным процессам. Бертон сохраняет в тайне удар по чести семьи. Бертон просто "законсервировал" ситуацию на время, пока она была чересчур острой. И я тут прикидывала то так, то этак, и решила, что, ИМХО, как временный выход очень даже ничего. И справедливо, что обманутый муж ставит свои условия - в конце концов, он тут "пострадавшая сторона":)
Но рано или поздно надо было решать уже по-серьезному, раз Монтанелли хотел вернуться и принять участие в обучении Артура.
Señorita Flor пишет:

 цитата:
И вот мое еще одно глубокое и лохматое ИМХО, если б он оставил церковь, ради того, чтобы быть своей возлюбленной и своим сыном, это была бы жертва, и это был бы сильный поступок, или если хотите поступок сильного человека


На всякий случай полезла проверила:отказаться от сана можно - грубо говоря, или "самоотвод" (прошение в высшие инстанции) или "дисквалификация" ( вытуривание за какие-нибудь серьезные проступки). То есть, Монтанелли мог бы в личном порядке сразу после случая с Глэдис или позже, когда вернулся, попросить разрешить его от обетов. Либо прямо признаться, что он грешен, недостоин и не может поэтому быть дальше священником. Конечно, большинство коллег Монтанелли это восприняли бы как сумасбродство и покрутили пальцем у виска - вот идеалист выискался, но вряд ли это такая уж большая потеря.
Пока жив был муж Глэдис, этот выбор даже не суть важен - все равно на развод и семейный скандал никто из супругов не пойдет. Но потом вышло так, что Глэдис фактически оказалась "под каблуком" у родни мужа. И вот как раз на этом этапе уже никто не мешал ей выйти замуж вторично. Так что, думаю, расстанься Монтанелли со священничеством, такой исход был бы вполне допустим.
Так что, ИМХО, вот как можно было бы выпутаться из противоречия. Довольно неприятно обрывать карьеру и круто менять свою жизнь, но, по моему мнению, счастье Артура и Глэдис, а заодно собственное душевное спокойствие того стоило.

Serg пишет:

 цитата:
священник всё больше убеждается, что Овод - ослеплённый яростью убийца, а сам Овод, что его отец - бездушный фанатик.


ИМХО, отсюда и много "хороших слов" Овода в адрес церкви. Ему просто нестерпима мысль, что отец такой же, как остальные священники -готов без устали рассуждать о своем христианском долге и не замечать реального страдания рядом. (ошибка, как раз порожденная официальным тоном Монтанелли). Но Овод доподлинно знает совсем другие черты Монтанелли -заботливость, доброту, внимание. И не находит в тот момент лучшей возможности объяснить такое противоречие, чем противопоставить "отца" и "бога" - Монтанелли добрый, но религия заставляет его быть бездушным.( Это как в семье, где родители пьют, ребенок приходит к выводу "во всем водка виновата, она плохая, а мама у меня хорошая".) И с этим выводом Артур и погибает, любя отца и ненавидя "деревянного кумира".
Со стороны Монтанелли ошибочное представление о сыне, мне кажется, ярче всего проявляется вот тут: "Я устрою тебе побег, а когда ты будешь в безопасности, со мной произойдет несчастный случай в горах или по ошибке я приму не сонный порошок, а другое лекарство. Выбирай...согласен ли ты на это?" Каким же монстром он должен представлять сына, чтоб сделать такое предложение!
И вот тут проверьте, плиз, на логичность мой домысел: поэтому Монтанелли и ушел, и дал согласие полковнику, что чем дальше, тем ужаснее ему представляется поведение Артура. Он не может тут же, за минуту поставить себя на место сына и понять, что Артур хочет только наконец-то жить рядом с любимым человеком. Ну и Артур сам все запутывает из-за своей привычки говорить не то, что думает- "жизнь мне нужна только чтобы бороться с церковью", "давая мне жизнь, вы освящаете нож". Это приводит падре в крайнее отчаяние: до чего же его сын стал жесток: мало, что у него цель ломать и убивать, так еще и требует, чтобы отец благословил его на это. я тут на себя примерила эту ситуацию - как же кошмарно все-таки .
И Монтанелли уже не знает что тут делать, кроме как воззвать к богу: " Господи, ты слышишь!". Для Овода это, понятно, все равно что красная тряпка для быка (а, мол, я ему раскрыл душу, а он не нашел лучшего, как тыкнуть в самое больное место), и Овод говорит новую колкость - "громче зовите, может, он спит".
Все, Монтанелли не выдержал - скорее всего, не было больше сил видеть, во что превратился его наивный, порывистый и задумчивый Артур. И из-за этого вышел какой-то перелом в сознании, помешавший здраво оценить ситуацию. А потом было уже невозможно что-либо изменить.
Если бы Артур вместо последних фраз выдал впечатляющую истерическую бурю вроде "я не могу так жить больше, мне слишком больно, сделайте же что-нибудь", то все было бы иначе:( Или если бы Монтанелли сказал: "пойми ты, бог и любовь к людям нераздельны, виновата не вера, а ее недостойные служители".
Самое грустное, что через секунду после ухода Монтанелли Артур все-таки выдал бурю, а через несколько часов (если не минут) после расстрела Монтанелли все-таки понял истину...
Чуть-чуть ведь мимо друг друга прошли, можно сказать:((
Я к тому веду, что...может, и не только конфликт между сыном и церковью погубил падре:( Раз уж он готов был ради спасения Артура на один из самых страшных грехов -самоубийство, то, ИМХО, смог бы и отречся от веры во имя этой же самой веры и во имя спасения сына. А погубила Монтанелли мысль, что в сыне не осталось уже ничего человеческого, что если он спасется, то будет нести людям только зло, что даже любовь отца ему нужна только чтобы "освятить нож".:( И позднее осознание, что все это совсем не так.
Это он не знает, что "дурной и жестокий" Овод бросается на помощь раненому ребенку, боится испугать женщину видом своих приступов и готов выбрать более сложный план побега, чтобы не подвергать опасности жизнь часового. И не видел, как атеист Овод "спонтанно" молился богу, перепиливая решетку - не будь ситуация столь напряженная, впору бы улыбнуться на такой "атеизм".
Слишком долго Артур не виделся с отцом, а Монтанелли слышал об Оводе исключительно от пристрастных информаторов плюс от самого Овода, который, честно говоря, временами строит из себя невесть что. Будь больше времени на разговоры, они бы,ИМХО, непременно поняли друг друга.


"Ничто не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии" Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
La sonrisa cariñosa
Предпочитаю обращение на \'ты\'




Сообщение: 1082
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.08 13:44. Заголовок: Рике пишет: Бертон ..


Рике пишет:

 цитата:
Бертон просто "законсервировал" ситуацию на время, пока она была чересчур острой. И я тут прикидывала то так, то этак, и решила, что, ИМХО, как временный выход очень даже ничего. И справедливо, что обманутый муж ставит свои условия - в конце концов, он тут "пострадавшая сторона":)


Согласна. Мне кажется даже, что будь он (Бертон старший) жив, то ничего не было бы, т.е. была бы, как говорится, совсем другая история.:) Но, человек передполагает, а Бог располагает.
Рике пишет:

 цитата:
Но рано или поздно надо было решать уже по-серьезному, раз Монтанелли хотел вернуться и принять участие в обучении Артура.
<...> ИМХО, вот как можно было бы выпутаться из противоречия. Довольно неприятно обрывать карьеру и круто менять свою жизнь, но, по моему мнению, счастье Артура и Глэдис, а заодно собственное душевное спокойствие того стоило.


И опять соглашусь. А то получается, что и сына преподобному отче подавай и чтоб тот его любил и уважал, пусть хотя бы как наставника, и репутация чтоб не пострадала, и вообще, что б все "было бы хорошо". Т.е. всем было бы хорошо. И ему - в первую очередь. Это знаете ли, как в одной циничной, может быть, поговорке: и рыбку съесть, и...ноги чтоб не замочить:))))). И Монтанелли всю жизнь живет по этому принципу.
По крайней мере, поговорить-то с Артуром по душам можно было. Уже после смерти Глэдис, когда они особенно сблизились. Объяснить, что произошло между ним и матерью Артура. Мол, человек слаб, я не устоял, прости, дитя мое, я любил ее, и все, что я сделал, я сделал ради ее и твоего блага. Я не мог открыться раньше, но теперь - я говорю тебе об этом. Ну или тому подобное. И предложил бы Артуру то, что сам Артур потом уже, через 14 лет ему предлагал в тюрьме: признать того своим ребенком и пойти на жертву, отказавшись от сана. Потому что "Ты мой сын, я тебя люблю, и теперь хочу быть с тобой рядом". Да, это тоже стало бы для Артура потрясением, но понять и принять это ему ИМХО было бы легче. А не так, что Артур узнает обо всем через третьи руки, случайно, во время семейной ссоры от жены старшего брата.
Но проблема в том, что на такой разговор нужно решиться. Нужно обладать огромной душевной силой и решимостью. А с этим-то у Монтанелли как раз большие проблемы. Оно понятно: он не хочет травмировать юношу. И получается, что тем самым, пусть исподволь, делает только хуже. Чем глубже прячешь (взрослого уже в общем человека: 18 лет все же) под "стеклянный колпак", чем больше "обкладываешь его ватой", тем больнее ему будет, когда "колпак" разобьется. А он разобьется, рано или поздно, потому как это - жизнь, ничего тут не попишешь. Но Монтанелли даже разговор о друзьях и об увлечении Артура "Молодой Италией" откладывает по принципу Скарлетт О`Хара: подумаю об этом завтра, оттягивая его до последнего. Ну и "дотянулся" до трагедии.
Рике пишет:

 цитата:
Будь больше времени на разговоры, они бы,ИМХО, непременно поняли друг друга.


И, опять же, повторюсь: начинать надо было гооооораздо раньше, ИМХО. Шансов тогда понять друг друга было намного больше.
Serg пишет:

 цитата:
"Выбирайте, он или я" - это значит, на чью сторону станет Монтанелли в конфликте сына с церковью, откажется ли от Артура или от сана священника. За кого сражаться - один вопрос, кого любить - другой, в котором любые требования бессмысленны. Ведь Монтанелли, каков бы ни был итог, будет любить Бога и будучи расстригой, будет любить Артура и мёртвым. Овод вообще говорит довольно путано (в таком он состоянии), но не видеть этого не может, и требует вполне материальной вещи - не "разлюбите", а "выбирайте", только это слово у него всегда и звучит.


Может, это немного оффтоп: но тут, как мне кажется, проблема во многом и в самом Оводе. И дело все в том, что в нем, ИМХО опять же, слишком сильна обида. Не может он забыть того давнего предательства и лжи, даже не смотря на всю свою любовь к отцу, слишком уж сильно пришлось обжечься, слишком больно это его шарахнуло. Больше того, во всем, что случилось с ним после побега, он тоже винит Монтанелли и его ложь. Хотя, если разобраться, тут много еще сыграла его горячность и импульсивность. Кто знает, не бросься он сразу, очертя голову, вон из дому, и поговорил бы с Монтанелли, ну скажем, на следующий день, через два дня, через неделю, по душам, они бы поняли друг друга. Монтанелли опять же, нашел бы слова утешения, попросил прощения, рассказал о себе и Глэдис...Но тут еще пощечина Джеммы - это тоже наложилось. Она, дескать, тоже от него отвернулась. Но ведь и это - тоже недоразумение, и с этим тоже можно было на "свежую голову" разобраться и все выяснить. Но нет времени, и все происходит слишком молниеносно. И все годы, как мне кажется, Артур живет теребя и растравляя эти свои обиды. Потому и не может забыть, это просто невозможно. Ведь когда он видит как Монтанелли ночью в храме по нему убивается, он ведь почти готов уже ему открыться, потому что, чтобы там не произошло, любовь его к отцу никуда не делась, это сильнее его:
Овод не думал, что padre так страдает. Не раз говорил он себе с горькой уверенностью: "Стоит ли об этом беспокоиться! Его рана давно зажила". И вот после стольких лет он увидел эту рану, из которой все еще сочилась кровь. Как легко было бы вылечить ее теперь! Стоит только поднять руку, шагнуть к нему и сказать: "Padre, это я!"
И ведь в самом деле, еще чуть-чуть, и он решился бы! Ведь еще до этого, днем, впервые увидев отца после 13 лет разлуки, он понимает, что не смотря ни на что, все еще любит его:
Если бы можно было забиться куда-нибудь угол, заткнуть уши и ничего не слышать! Это свыше человеческих сил...быть так близко, так близко от него, что только протяни руку - и дотронешься ею до любимой руки...
Но тут же, этот его минутный порыв сменяется тем, что:
А у Джеммы седая прядь в волосах. О, если бы он мог простить! Если бы только он мог изгладить из памяти прошлое - пьяного матроса, сахарную плантацию, бродячий цирк! Какое страдание сравнишь с этим! Хочешь простить, стремишься простить - и знаешь, что это безнадежно, что простить нельзя.
Не может он забыть об этом, не может переступить через себя. Хотя опять-таки, состоялся бы этот разговор, может, даже тогда было бы еще не поздно. Но...увы:(((

...С незапамятных пор
Западный веял Ветер от Взморья до Белых гор,
И сеял Серебряный Саженец серебряный свет с ветвей -
Так оно было в давние времена королей.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Чёртик из коробочки
Предпочитаю обращение на \'ты\'




Сообщение: 950
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.08 18:29. Заголовок: Señorita Flor п..


Señorita Flor пишет:

 цитата:
Объяснить, что произошло между ним и матерью Артура. Мол, человек слаб, я не устоял, прости, дитя мое, я любил ее, и все, что я сделал, я сделал ради ее и твоего блага. Я не мог открыться раньше, но теперь - я говорю тебе об этом.


Колкость ситуации в том, что вполне можно было получить в ответ "и что ж ты такого для нашего блага сделал?"
Про страсть, ошибку юности и пр. Артур бы понял, наверно. А вот объяснить ему, почему Монтанелли оставил овдовевшую Глэдис на съедение родне мужа как-то трудновато. Особенно сейчас, после недавней смерти Глэдис. Это, что называется, "не зажило" еще. И вряд ли подействовали аргументы,что она сама так выбрала - Артур своими глазами видел, как обращались с его матерью, а это сильнее всяких слов.:(
Señorita Flor пишет:

 цитата:
Оно понятно: он не хочет травмировать юношу. И получается, что тем самым, пусть исподволь, делает только хуже. Чем глубже прячешь (взрослого уже в общем человека: 18 лет все же) под "стеклянный колпак", чем больше "обкладываешь его ватой", тем больнее ему будет, когда "колпак" разобьется.


Вера в порядочность матери и любимого наставника естественна для человека, поэтому и хочется ее разбивать. Если бы там был в прямом смысле "колпак" -то есть, избалованность, эгоизм и "розовые очки", то без разбивания никуда, и чем раньше тем лучше. А раскрыть человеку, что его мать в юности чуть не опозорила в семью, а потом всю жизнь ему лгала, ооочень тяжело:((
Но (учитывая наличие вредной родни) надо было признаться, ох, надо:((
Señorita Flor пишет:

 цитата:
как мне кажется, проблема во многом и в самом Оводе. И дело все в том, что в нем, ИМХО опять же, слишком сильна обида


Угу, есть такое. ИМХО, обида нарочито подогреваемая, чтобы убедить себя, что все, больше возврата к прошлому нет. И страх испытать еще одно разочарование.
Señorita Flor пишет:

 цитата:
Но тут еще пощечина Джеммы - это тоже наложилось. Она, дескать, тоже от него отвернулась. Но ведь и это - тоже недоразумение, и с этим тоже можно было на "свежую голову" разобраться и все выяснить.


Тык... дело в том, что пощечину-то он по факту заслужил. Потому что, как ни крути, предал товарища. Пусть не хотел и не ожидал, но Болле от этого не легче. И жить с таким грехом на душе невозможно ( что с точки зрения девятнадцатилетнего недо-революционера может быть гаже предательства?:))) -поэтому да, как ни парадоксально, выходка Джули, может, спасла его от самоубийства.
Señorita Flor пишет:

 цитата:
Не может он забыть об этом, не может переступить через себя. Хотя опять-таки, состоялся бы этот разговор, может, даже тогда было бы еще не поздно


Он даже уже и решился, в последнюю минуту окликнул падре. А признаться не смог.:(( Наверно, как раз и побоялся, что уже поздно и лучше оставить все как есть. Джемма вон вообще сначала не хотела верить, что Овод и есть Артур -нет, нет, лучше ему умереть.

"Ничто не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии" Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Наместник Её Величества
Администратор Предпочитаю обращение на `ты`




Сообщение: 695
Откуда: Россия, Орёл
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.08 22:34. Заголовок: Рике пишет: Но Овод..


Рике пишет:

 цитата:
Но Овод доподлинно знает совсем другие черты Монтанелли -заботливость, доброту, внимание. И не находит в тот момент лучшей возможности объяснить такое противоречие, чем противопоставить "отца" и "бога" - Монтанелли добрый, но религия заставляет его быть бездушным.( Это как в семье, где родители пьют, ребенок приходит к выводу "во всем водка виновата, она плохая, а мама у меня хорошая".) И с этим выводом Артур и погибает, любя отца и ненавидя "деревянного кумира".


Да-да, именно так! Точно замечено.
И с обратным согласен - отец Овода тоже неверно оценил.
Рике пишет:

 цитата:
Это он не знает, что "дурной и жестокий" Овод бросается на помощь раненому ребенку, боится испугать женщину видом своих приступов и готов выбрать более сложный план побега, чтобы не подвергать опасности жизнь часового. И не видел, как атеист Овод "спонтанно" молился богу, перепиливая решетку - не будь ситуация столь напряженная, впору бы улыбнуться на такой "атеизм".
Слишком долго Артур не виделся с отцом, а Монтанелли слышал об Оводе исключительно от пристрастных информаторов плюс от самого Овода, который, честно говоря, временами строит из себя невесть что. Будь больше времени на разговоры, они бы,ИМХО, непременно поняли друг друга.



Señorita Flor пишет:

 цитата:
И ведь в самом деле, еще чуть-чуть, и он решился бы! Ведь еще до этого, днем, впервые увидев отца после 13 лет разлуки, он понимает, что не смотря ни на что, все еще любит его:


А вот здесь уже Овод собственноручно упустил возможность объясниться. И так, честно говоря, глупо упустил... Эх...

Жестокий век, ворота отвори,
Позволь пройтись по узким переулкам
И ослепи сиянием зари,
И затеряй в многоголосье гулком.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
La sonrisa cariñosa
Предпочитаю обращение на \'ты\'




Сообщение: 1094
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.08 12:34. Заголовок: Serg пишет: А вот з..


Serg пишет:

 цитата:
А вот здесь уже Овод собственноручно упустил возможность объясниться. И так, честно говоря, глупо упустил... Эх...


Упустил; факт! Опять же, из-за этой своей так тщательно лелеемой и подогреваемой обиды. Которая оказалась на тот момент сильнее всех его остальных чувств. Хотя, потвторюсь, возможно тогда, если бы все же разговор тот состоялся, все повернулось бы по-другому...
Рике пишет:

 цитата:
Про страсть, ошибку юности и пр. Артур бы понял, наверно. А вот объяснить ему, почему Монтанелли оставил овдовевшую Глэдис на съедение родне мужа как-то трудновато. Особенно сейчас, после недавней смерти Глэдис. Это, что называется, "не зажило" еще. И вряд ли подействовали аргументы,что она сама так выбрала - Артур своими глазами видел, как обращались с его матерью, а это сильнее всяких слов.:(


Да...сложная вообще ситуация. Никак тут не решишь, как лучше, и как следовало бы поступить...Нет однозначного решения...
Подумалось: а может тогда самой Глэдис не надо было молчать? Если бы она сама рассказала все сыну? Уже когда он стал взрослым. Она бы нашшла, наверняка, нужные слова опять же и про ошибки молодости и про его настоящего отца...Хотя, естественно, надо признать, что это очень тяжело, решиться на такой разговор.

...С незапамятных пор
Западный веял Ветер от Взморья до Белых гор,
И сеял Серебряный Саженец серебряный свет с ветвей -
Так оно было в давние времена королей.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Наместник Её Величества
Администратор Предпочитаю обращение на `ты`




Сообщение: 703
Откуда: Россия, Орёл
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.08 13:50. Заголовок: Señorita Flor п..


Señorita Flor пишет:

 цитата:
Упустил; факт! Опять же, из-за этой своей так тщательно лелеемой и подогреваемой обиды. Которая оказалась на тот момент сильнее всех его остальных чувств. Хотя, потвторюсь, возможно тогда, если бы все же разговор тот состоялся, все повернулось бы по-другому...


Кстати, мне кажется, что обида эта была какой-то внешней, может быть, даже сиюминутной.
Просто крепко мне в память запало, что в ночь перед казнью "у него на груди был спрятан платок, оброненный Монтанелли. Он осыпал этот платок поцелуями и плакал над ним всю ночь, как над живым существом." Как-то это не сочетается с "... и знаешь, что это безнадежно, что простить нельзя", что-то из этого подлинное, а что-то наносное. Мне кажется, что в глубине души он отца давно простил, только сам себе страшился признаться, очень характерно было сказано "не смеешь простить", мол, хотел бы, да не смею...

Жестокий век, ворота отвори,
Позволь пройтись по узким переулкам
И ослепи сиянием зари,
И затеряй в многоголосье гулком.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
La sonrisa cariñosa
Предпочитаю обращение на \'ты\'




Сообщение: 1098
Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.08 14:31. Заголовок: Serg пишет: Мне каж..


Serg пишет:

 цитата:
Мне кажется, что в глубине души он отца давно простил, только сам себе страшился признаться, очень характерно было сказано "не смеешь простить", мол, хотел бы, да не смею...


Вот и мне кажется то же самое. ИМХО больше было того, что "Я НЕ ДОЛЖЕН чувствовать к этому человеку прежней любви и уважения" "Я ДОЛЖЕН его ненавидеть", "Я НЕ ДОЛЖЕН его прощать". Но это от ума, как говорится, а сердцем, да, сердцем - простил уже давно.
Он и сам говорит об этом во время того самого их последнего разговора.

...С незапамятных пор
Западный веял Ветер от Взморья до Белых гор,
И сеял Серебряный Саженец серебряный свет с ветвей -
Так оно было в давние времена королей.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Чёртик из коробочки
Предпочитаю обращение на \'ты\'




Сообщение: 973
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.08 01:45. Заголовок: Señorita Flor п..


Señorita Flor пишет:

 цитата:
Опять же, из-за этой своей так тщательно лелеемой и подогреваемой обиды. Которая оказалась на тот момент сильнее всех его остальных чувств


Мне кажется, уже даже не от обиды, а от растерянности:) Выйти и окликнуть падре он все-таки решился, а слов не нашел и начал опять ломать комедию.
Обида возникла давно и росла все эти годы, пока он считал, что Монтанелли про него давно забыл. И, как мне кажется, была своебразным средством защиты: ну и пусть он про меня забыл, а мне начхать, я его ненавижу.
А тут оказалось, что падре не только не забыл, но и терзается по-прежнему. И Овод, ИМХО, просто не справился с бурей эмоций: "ему все равно - как, не все равно? - может, признаться? - нет, я не могу ничего простить - ну ладно, все могу простить, кроме бродячего цирка - ой, сейчас он уйдет. Padre!" :))
Бывает так, что самые нужные и простые слова кажутся нелепыми:( Допустим, он выйдет и заявит "я не утонул". Что в ответ на это сделает Монтанелли? Как он отнесется к тому, что Артур превратился в Овода? И, наконец, а что это изменит? Не получилось у него сразу выгнать эти сомнения метлой поганой.:((
Señorita Flor пишет:

 цитата:
а может тогда самой Глэдис не надо было молчать? Если бы она сама рассказала все сыну? Уже когда он стал взрослым. Она бы нашла, наверняка, нужные слова опять же и про ошибки молодости и про его настоящего отца


Она бы, несомненно, нашла -хотя бы потому, что характер сына знает лучше, чем Монтанелли. Но, опять-таки, такой разговор лучше с согласия Монтанелли, потому что она открывает их совместную тайну. Иначе получается, что она решает за них обоих, не спросив его согласия.
*шепотом* Хотя я на ее месте так бы и поступила:))
Глэдис вообще человек загадочный:) Характеризуя ее, все сходятся в одном -Бертоны испортили ей жизнь. Но, судя по отзывам Джеммы, Глэдис была слишком добрым и мягким человеком, чтобы решиться разом обрушить на сына все перепитии этой давней истории.
Serg пишет:

 цитата:
Мне кажется, что в глубине души он отца давно простил, только сам себе страшился признаться, очень характерно было сказано "не смеешь простить", мол, хотел бы, да не смею...


Señorita Flor пишет:

 цитата:
Он и сам говорит об этом во время того самого их последнего разговора.


Он еще и Зите признавался, что любит Монтанелли больше всех на свете. Зита, правда, просто "раскрутила" его на это признание, но если бы хотел, мог бы и солгать или уйти от ответа.

Оффтоп: Так...кажется, пора попросить Овода перейти в отдельную тему:)))

"Ничто не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Наместник Её Величества
Администратор Предпочитаю обращение на `ты`




Сообщение: 707
Откуда: Россия, Орёл
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.09.08 23:39. Заголовок: Рике, полностью подд..


Рике, полностью поддерживаю!

Жестокий век, ворота отвори,
Позволь пройтись по узким переулкам
И ослепи сиянием зари,
И затеряй в многоголосье гулком.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 34 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 98 месте в рейтинге
Текстовая версия

Графика (с) http://danalibmv.narod.ru