Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 14.08.08 04:44. Заголовок: Джон Голсуорси
Давайте поговорим о самом объемном и интересном произведении на мой взгляд - "Саге о Форсайтах".
| |
|
Ответов - 132
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
All
[только новые]
|
|
|
| |
Сообщение: 250
Откуда: РФ, Белгород
|
|
Отправлено: 06.10.08 20:57. Заголовок: Итак, я начинаю. :) ..
Итак, я начинаю. :) Форсайты. Образец благочестия, семья, отражающая дух викторианской эпохи, английского жизненного уклада тогда и впредь. И ключевым моментом в понимании этой привилегированной ячейки английского общества является безграничное внимание Форсайтов к деталям, к сдержанности и внешней невозмутимости. Иными словами - к тому, что мы называем снобизмом или иногда - аристократизмом: "Она-то и была для них той выразительной деталью, мелочью, в которой коренился смысл всего происходящего". Форсайты - семейная глыба, которая, как и все на земле, распадается от времени и ветра на глыбы поменьше. И эти осколки становятся постепенно чужды друг другу, притираются и распадаются вновь, меняются и превращаются в новую породу. И все же они, истинные Форсайты, - не музейные экспонаты, не выразители устоев закостенелой эпохи, но живые люди, яркие натуры. Их мир - особый, сложный и противоречивый для нас, читателей 21 века. Эти люди - дельцы и мечтатели одновременно, причем сочетание это настолько специфично, что герои у некоторых вызывают недовольство, неприятие или, напротив, симпатию и обожание. Сам Голсуорси называет их "беспринципными эгоистами", но при этом во всем повествовании сквозит глубокая его любовь к персонажам. И фаворитами писателя, на мой взгляд, являются двое - старый Джолион и Сомс. Представителю Золотого века Форсайтов уделим внимание чуть позже и поговорим о том, кого назвали Собственником. Продолжение следует...
| |
|
|
| |
Сообщение: 251
Откуда: РФ, Белгород
|
|
Отправлено: 06.10.08 21:17. Заголовок: Сомс Форсайт Сомс Ф..
Сомс Форсайт - собственник, хваткий делец, истинный сын своего отца. Человек с успешной карьерой и несчастной судьбой. Мужчина, стремившийся к любви, но так ее и не увидевший. Он замкнут и холоден, скуп на проявление чувств и эмоций, молчалив и безучастен - такова внешняя составляющая его натуры. У него гулко бьющееся сердце, не умеющее находить выхода, и острое восприятие красоты. Этот Форсайт относится к типу людей, невозмутимое равнодушие которых сочатается со скрытой страстностью. И незримый огонь рано или поздно находит выход - в виде горячей нежности или жестокости, в зависимости от обстоятельств. Терпение и ответное пылкое чувство - вот, что должно быть в спутнике подобной натуры. Сомс - ценитель и собиратель предметов искусства. Он не гонится за экстравагантными веяниями моды, но всегда подмечает тенденции. Он не делает невыгодных приобретений, но каждая картина в его коллекции - не просто выгодное вложение денег, но созвучие со скрытыми нотами его души. Сомс тонко чувствует то прекрасное, что заключено в них. Пусть не отдавая себе в этом отчета, не умея распознать в себе тонкого отклика, герой обладает редкостной сонастроенностью и пониманием сути отраженного на холстах. Он мечтатель. Больше, чем молодой Джолион, чем кто-либо из Форсайтов. И его мир не открылся никому из них. "... Сомс ушел к своим картинам, с которыми он всегда проводил воскресные дни". "... Сомс был большим любителем романов". Не правда ли, неожиданные ремарки о герое, которого так резко окрестили Собственником? Продолжение следует...
| |
|
|
| |
Сообщение: 252
Откуда: РФ, Белгород
|
|
Отправлено: 06.10.08 21:18. Заголовок: И фото http://s46.ra..
И фото
| |
|
|
| |
Сообщение: 253
Откуда: РФ, Белгород
|
|
Отправлено: 06.10.08 22:48. Заголовок: Семейная драма Ирэн ..
Ирэн и Сомс Форсайт. Слишком разные, чтобы быть семьей и чтобы своею противоположностью дополнять друг друга. Ирэн - орхидея, утонченный цветок тропической страсти, закрытый до поры в холодность бутона. Сомс - воплощение туманов Англии, скрывающих яркость за непроглядной молочной пеленой. Ей нужен трепет и солнце. Ему - терпеливость и чуткость, способная слышать в тишине. Ирэн - экзотическое создание, прекрасное, но не уютное, не обладающее милостью. Она не любит Сомса. Винить ли ее в этом? Не думаю. Винить ли ее в несчастье мужа? В значительной степени. Ирэн воспринимала его, как предмет интерьера, который, увы, нельзя убрать с глаз. Она вступила в брак по расчету. Поступила эгоистично, но в некоторой степени объяснимо. А после... отстранилась, точно в этой ошибке не было ее вины. Выбрала роль мраморной статуи, коей любуются и восхищаются со стороны, но в сердце которой нельзя проникнуть - камень остается камнем. Быть может, ей стоило, какговорят теперь, "изменить точку сборки", попробовать изменить хоть что-то в семейной жизни. Увы! "Мягкая, убедительная пассивность" - вот, что ораздражает меня в Ирэн. В романе есть весьма аллегоричная сцена. Сомс держит в руках чашечку костяного фарфора, "точно молясь над ней". Фарфор может согреть лишь человеческое тепло, но отпусти ладони, и он вновь станет гладким, неуловимо светящимся и холодным. Огонь печи закалил фарфор, но лишил мягкости и гибкости, сделал глянцевым, но глазурью скрыл уютную шершавость глины. Ирэн - та самая фарфоровая чашка. "Ты точно каменная", - бросает ей Сомс. И сжимает пальцы, сдерживая гнев. Чашка разлетается вдребезги. Фарфор ценен и хрупок. С ним нужно обращаться бережно, деликатно и тепло. Сомсу это трудно понять. Он еще не научился слушать сердце, общаясь с произведениями искусства. Не научился тонкостям этого удивительного диалога. И не может находить среди них те, которые созвучны его душе. Ирэн - не его masterpiece. Фарфоровый орхидеи - не его цветы. Продолжение следует...
| |
|
|
| |
Сообщение: 254
Откуда: РФ, Белгород
|
|
Отправлено: 06.10.08 22:49. Заголовок: Собственник Инстинк..
Собственник Инстинкт Собственника (на котором построен каркас "Саги...") - есть не чо иное, как инстинкт домашнего очага. А потому обладание - есть всего лишь одна из составляющих понятия "Дом". Следовательно, Голсуорси сделал Сомсу Форсайту неплохой комплимент. Браво, господин писатель!
| |
|
|
| |
Сообщение: 255
Откуда: РФ, Белгород
|
|
Отправлено: 06.10.08 23:29. Заголовок: Старый Джолион "..
Старый Джолион "Последнее лето Форсайта" "Дядя Джолион умеет поставить на своём!" Старый Джолион - личность волевая, склонная к философским настроениям. Он молод душой и тяготится своим постаревшим телом. Он любит детей (эта черта - в крови Форсайтов) с безграничным добродушием и строгостью. "... не проходило дня, чтобы он не испытывал лёгкой тоски просто от любви ко всему этому, чувствуя, может быть, глубоко внутри, что ему недолго сталось радоваться жизни". Великан с душой ребенка - таков этот человек с "сердцем из тех, что никогда не старятся". Равновесие и любовь к прекрасному, к юности и чистоте, в том числе чистоте пропорций - вот что свойственно ему. Человек "из Золотого века", по словам Ирэн. "Нетерпимость, которую он клуьтивировал... просто от избытка сил, давно исчезла, и теперь он преклонялся только перед тремя вещами: красотой, честностью и чувством собственности, и первое место занимала красота", На это способны лишь те, кто обладает "врожденным рыцарством". Та привязанность, необходимость видеть Ирэн, чувствовать ее фиалковый аромат - это ли отголосок влюбленности? Последнего лета? Если так, то молодой Джолион многое перенял от отца - не только любовь к искусству, мягкосердечие, твердость. Не только чувство собственности, присущее Форсайтам вообще, но и такие мелочи (мелочи ли?), как симпатия к определенному типу женщин (обладающих спокойным обаянием). Старый Форсайт был консервативен, но умел открыться для нового, свежего. Ведь "он больше, чем кто-либо другой, обладал великим умением снова жить в детях". Джолион никогда не говорит то, чего нет. Он прямолинеен и тверд, как и его подбородок, "мощь которого стольких в свое время отпугивала". В то же время этот Форсайт сентиментален и чувствителен, что не бросается в глаза, сглаживаясь спокойствием и невозмутимостью. "Но за последние годы он поддался чарам Шопена, так же как в живописи не устоял перед Ботичелли". Это, говоря словами Бердяева, истинный "роман" с искусством тонких поющих струн, с брызгами рояльных молоточков и чистых цветочных мазков. И вот квинтэссенция "возлюбленной" музыки, "возлюбленной" живописи, смешавшей нежность и нерв: "Новая поэзия... была словно в дымке; эта поэзия никому не бросалась в глаза, но проникала пальцами под ребра, и крутила, и тянула, и растопляла сердце". Старый Джолион - это видевший много зим дуб. И каждую весну он снова встречал жизнь, оставаясь по-прежнему молодым. И в этом был тысячу раз прав! Продолжение следует...
| |
|
|
| |
Сообщение: 1075
|
|
Отправлено: 07.10.08 08:38. Заголовок: Ах, какие картинки! ..
Ах, какие картинки! Даже отрываться от них не хочется Эйне, восхитительные заметки! Настолько тонко и верно подмечены основные черты "Саги"! Эйне пишет: цитата: | Эти люди - дельцы и мечтатели одновременно |
| ППКС! Дельцы по образу жизни и мечтатели по образу мыслей. Знающие, сколько стоит любая вещь, и стремящиеся к тому, у чего нет цены. Например, намерение Джун спасти от смерти заранее обреченную подругу. Или мечта Джемса дождаться внуков. Это все очень просто, человечно и неоценимо в категориях "собственности"(ИМХО), хотя именно на собственничестве автор делает акцент. Эйне пишет: цитата: | Этот Форсайт относится к типу людей, невозмутимое равнодушие которых сочатается со скрытой страстностью. И незримый огонь рано или поздно находит выход - в виде горячей нежности или жестокости, в зависимости от обстоятельств. |
| Да, да, да! Сомс "слишком Форсайт", чтобы обнаруживать свои чувства перед другими. В отличие от Босини, он не назовет любимую женщину "ангелом", он прячет любовь и восхищение в дальний уголок души. Красивые слова, комплименты, романтичные знаки внимания - излишняя сентиментальность для Сомса. Он скорее выразит свою заботу дорогим, со вкусом выбранным подарком. Ему нужен рядом чуткий, преданный человек, который будет угадывать его эмоции без слов и не давать слишком уж далеко прятать их под панцирь расчетливости и практицизма. Деликатно подталкивать, побуждать к искренности, давать понять, что он, Сомс, нужен рядом. Мне кажется, этого он на самом деле и ждет так безуспешно от Ирэн. Но Ирэн не такова -ей самой необходим кто-то "угадывающий". Человек, который окружит ее не только (и не столько) красивыми вещами, но самой атмосферой красоты и утонченности отношений. Она из тех, кому "с милым рай в шалаше". В любой обстановке она сохраняет возвышенность и одухотворенность богини, но... хорошо ли это для грешных людей, живущих бок о бок с ней? Думаю, на этот вопрос нет однозначного ответа. Эйне пишет: цитата: | Она вступила в брак по расчету. Поступила эгоистично, но в некоторой степени объяснимо. А после... отстранилась, точно в этой ошибке не было ее вины. |
| Почему Ирэн дала согласие, я, в принципе, понимаю - там была усталость, вспышка, минутное впечатление, что надо бежать из опостылевшего мачехиного дома куда угодно, хоть к нелюбимому. "Преступная ошибка", как сама Ирэн после это оценит. Но Сомса она никогда не обманывала насчет своих чувств к нему. И честно предупредила, что их брак может оказаться неудачным. А вот Сомс как раз нарушил свое обещание отпустить Ирэн, если она его не полюбит:(( Вероятно, у него не хватило сил сдержать слово. Эйне пишет: цитата: | Быть может, ей стоило, какговорят теперь, "изменить точку сборки", попробовать изменить хоть что-то в семейной жизни. Увы! |
| Вот мне тоже так кажется, но... Вообще причины семейного разлада обрисованы очень скупо. Все упирается в непобедимую неприязнь Ирэн к Сомсу. Почему эта неприязнь возникла- бог знает, может, вообще без каких-то логических предпосылок, на чисто интуитивном уровне. Но Сомс не просто противен Ирэн -он ей откровенно страшен. Вот что у меня написано в авторском предисловии к "Саге": "Но, жалея Сомса, читатели, очевидно, склонны проникнуться неприязненным чувством к Ирэн. В конце концов, рассуждают они, это был не такой уж плохой человек, он не виноват, ей следовало простить его и так далее. И они, становясь пристрастными, упускают из виду простую истину, лежащую в основе этой истории, а именно, что если в браке физическое влечение у одной из сторон отсутствует, то ни жалость, ни рассудок, ни чувство долга не превозмогут отвращения, заложенного в человеке самой природой" Даже автор не дает иного объяснения, кроме "природы". Что ж, приходится принять на веру, что отвращение Ирэн -нечто не зависящее от нее и непреодолимое.
| |
|
|
| |
Сообщение: 1169
Откуда: Москва
|
|
Отправлено: 07.10.08 10:10. Заголовок: Эйне пишет: Инстинк..
Эйне пишет: цитата: | Инстинкт Собственника (на котором построен каркас "Саги...") - есть не чо иное, как инстинкт домашнего очага. А потому обладание - есть всего лишь одна из составляющих понятия "Дом". Следовательно, Голсуорси сделал Сомсу Форсайту неплохой комплимент. Браво, господин писатель! |
| Эйне, и тебе БРАВО! Очень верно подмечено! И во всем остальном тоже, согласна с Рике Рике пишет: цитата: | восхитительные заметки! Настолько тонко и верно подмечены основные черты "Саги"! |
| ППКС, как гриЦЦа.:))
| |
|
|
| |
Сообщение: 256
Откуда: РФ, Белгород
|
|
Отправлено: 07.10.08 19:40. Заголовок: Рике Señorita F..
Рике Señorita Flor , спасибо. Рике пишет: цитата: | Сомс как раз нарушил свое обещание отпустить Ирэн |
| Господи, мне бы такого мужа! :) Рике пишет: цитата: | причины семейного разлада |
| Вспомните письмо Джолиона к Джону. Про него я напишу позднее, но здесь уточню: второй муж Ирэн указывал на то, что она и Сомс были категорически несовместимы в сексуальном плане. Мне трудно судить, насколько это может послужить подобному отторжению между людьми. Рике пишет: Персонаж, который появился, чтобы быть убитым автором. Совершенно не имеющий базы для продолжительной жизни в рамках повествования.
| |
|
|
| |
Сообщение: 258
Откуда: РФ, Белгород
|
|
Отправлено: 07.10.08 21:44. Заголовок: Спустя годы "В п..
Прошло 12 лет - чьего-то одиночества, чьей-то радости, чьего-то труда. Эти годы промелькнули между обложками томов "Саги...", чтобы снова переплести жизни героев и после стянуть безжалостной петлей. 12 лет спустя молодой Джолион встречает своего кузена Сомса. Неприятие между ними - сродни наследству: его передал Джо отец вместе с любовью к Ирэн. В сущности оно было объяснимо: Форсайт, идущий своею дорогой красоты, всегда будет отделен стеной отступничество от Форсайта-прагматика. Поразительно, ведь этих столь разных людей объединяет Любовь - безграничная, ранящая сердце одному и дарящая тихую музыку другому. Любовь, пришедшая в одно мгновение, но нашедшая различные отклики. Сомс вызывает жалость у Джолиона: "... в этом упрямом, замкнутом, сосрд\едоточенном выражении Джолион увидел что-то, что невольно заставило его подумать: "Этот никогда ничего не забудет, никогда своих чувств не выдаст. Несчастный человек!" Человек! Сомс жаждет простого до банальности счастья, в котором ему отказано судьбой. Он желает реализоваться не только в карьере и финансах - зачем они ему, если гонка эта не доставляет больше удовольствиях, не помогает забыться? Дети - вот что нужно ему. Это мечта настоящего мужчины - реализоваться в своем наследнике. "Я должен снова жить - жить, дышать и ощущать свое бытие". И снова мечта его упирается в наваждение, в нелогичную и все еще всекущую страсть к Ирэн. "Ее альцы показались холодными его лихорадочно горевшей ладони. "Она и сама ледяная, - подумал он, - всегда была ледяная". Но даже и тогда, когда его резанула эта мысль, все чувства его были поглощены ароматом ее платья и тела, словно внутренний жар, никогда не горевший для него, стремился вырваться наружу". Жестокая несправедливость - полюбить этот жаркий лед. Зачем Сомсу суждено было полюбить эту холодную, каменную для него женщину, роковую богиню?! Верность и однолюбие - редкие качества, которые есть в его душе. Их подчеркивает весьма уместное сравнение: "И как бывает с художником, который стремится к недостижимому и томится неутолимой жаждой, так в нем в эту минуту проснулась жажда прежней страсти, которую он никогда не мог утолить". Вы не находите, что это еще одно указание автора на то, что в Сомсе скрыта артистическая натура. Он отнюдь не идеальный герой и наделенный отрицательными качествами: гордыней, твердолобостью, замкнутостью. Но, вместе с тем, человек порядочный, волевой и отчасти сентиментальный. Есть в Сомсе и некое сумасбродство. "Форсайтский подбородок и сосредоточенное выражение лица являлись в его глазах достоинствами". Несомненно, ведь это - отражение мужественности. "Если бы только Ирэн подарила ему сына"... Но увы! Ирэн - его злой гений. Из двух Форсайтов она выбирает отступника. "Тогда Сомс посмотрел им вслед. Вот так, этой спокойной походкой, она вошла в его жизнь и ушла из нее - прямая, недоступная, далекая, всегда уклонявшаяся от духовного общения с ним". Возможно, в этом, а не только в физическом отторжении, крылась их трагедия. И в безусловном эгоизме Ирэн, пассивное сопротивление которой трансформировалось в решительность и смелость, завуалированные кротостью нрава. И эта мягкая решительность однажды нанесет еще один удар - по ее сыну и по дочери Сомса. Орхидея? Нет, другой цветок украсил его жизнь - Флер. Сомс - истинный сын Джемса, бзупречный и сдержанный, как заложено форсайтскими традициями. И, как Джолион унаследовал от отца любовь к Ирэн и к красоте, так Сомс перенял от старшего Форсайта, "под этой своей жестокой скорлупой", умение быть "глубоко любящим, добрым и великодушным". У него не будет наследника, но малышка Флер заполнит все его сердце. Как трогательно и трепетно он знакомится с ней: "Но по мере того, как он смотрел, а ребенок дышал и крошечное личико морщилось во сне, ему казалось, что оно приобретает индивидуальные черты, становится словно картиной, чем-то, что он теперь всегда узнает... И вдруг Сомс почувствовал, что на сердце у него стало как-то странно тепло и отрадно". Чувствительность - свойство, терявшее свою актуальность еще тогда, в начале 20 века. Но герою оно присуще в полной мере. А это редкость для мужчин. Но оценить его не дано ни одной из женщин его жизни. Продолжение следует...
| |
|
Ответов - 132
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
All
[только новые]
|
|
|